У Союзного государства есть свое телевидение, несколько газет, журналов и электронных ресурсов. Профессор кафедры сравнительной политологии
МГИМО МИД России, доктор политических наук Елена Пономарева уверена, что в XXI веке этого уже недостаточно.
НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В ИНТЕРНЕТЕ
– Елена Георгиевна, почему вы считаете, что нужно переформатировать информационную политику Союзного государства?
Записи на странице официального представителя МИД нередко появляются раньше, чем новости на официальном сайте ведомства
– Необходимо соответствовать тому времени, в которое мы живем. С одной стороны, то тут, то там трясет: теракты, кризисы, беженцы, войны. С другой – у каждого в руке смартфон с мобильным интернетом. Такого мощного информационного потока в истории человечества не было никогда. И вот тут важно задуматься, а как Союзное государство выглядит на общем фоне? Как представлены наши позиции, взгляды и ценности?
– Не так, как того требует время?
– Сейчас СМИ принято делить на старые и новые. Первые – это газеты, журналы, радио. Вторые – социальные сети и блоги. Мне очень хотелось бы, чтобы члены Парламентского Собрания присутствовали не только в старых, но и в новых медиа, активно вели бы себя в соцсетях. Причем не только как частное лицо, которое делится фотографиями своего обеда или отпуска. А именно как политик, который дает экспертную оценку событий в мире, связанных с союзом.
Давайте говорить прямо: о Союзном государстве, Парламентском Собрании в народе знают довольно мало. Мы практически не представлены в новых медиа, а следовательно, для значительной части населения, которая является их аудиторией, нас просто нет.
– Но ведь у нас довольно много разных СМИ.
– Где они представлены, какова их эффективность? Не все примеры столь удачны, как «Союзное вече» с широкой сетью распространения, своим сайтом с последними новостями и группами в соцсетях.
Нужен грамотный маркетинг. Союзное государство – это прежде всего идея. Идея общности двух стран, России и Беларуси. И идею эту нужно продвигать. Выделяют же средства на патриотическое воспитание. Нужно разработать «дорожную карту» по продвижению бренда Союзного государства, привлечь для этого экспертов.
Нашим союзом можно и нужно гордиться. Уже одно то, что он просуществовал двадцать лет, – это грандиозное достижение, учитывая, как быстро все меняется в современном мире.
ДЕРЖИМ ПОСТ
– Есть ли в России или Беларуси политики, которые научились работать с соцсетями?
– Конечно. Яркий пример – официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, которая очень активно пишет в Facebook.
– Но это ведь часть ее обязанностей.
– Согласна. Нигде в должностных инструкциях для депутатов не прописано, что они обязаны вести страницы в соцсетях. Здесь нужна личная инициатива. Думаю, найти 36 человек в парламентах двух стран, которые готовы ее проявлять, вполне реально.
Нужно идти в ногу со временем. И если люди обновляют ленту новостей в своих смартфонах каждый час, значит, и работать нужно в таком же темпе. Мы хотим развития для Союзного государства, чтобы люди о нем знали. Значит, должны озаботиться тем, как оно представлено в новых медиа.
– Разве это не личное дело человека, как ему вести себя в соцсетях?
– На депутатах тут ответственности больше. Думаю, они просто не вправе проходить мимо такого канала общения, как соцсети. Будем молчать мы, и эту нишу займут другие структуры с другими идеями и представлениями о пути развития России и Беларуси. А уж какие это будут идеи, остается только догадываться. В конце концов это уже вопрос безопасности.
– Но для этого еще нужно постараться время найти.
– Нагрузка у депутатов, кто бы что ни говорил, действительно очень серьезная. Но мы же грамотные люди, понимаем, что далеко не все, что, например, идет в Twitter Премьер-министра Дмитрия Медведева, он постит туда сам. Очевидно, что ему помогает его команда. Так что задача депутата, публичного лица – поскорее запустить механизм.
ДОСЬЕ «СВ»
Елена Пономарева обучалась в Львовском госуниверситете и в МГУ имени Ломоносова. В 1994 году начала работать на кафедре политологии МГИМО. Президент Международного института развития научного сотрудничества, заместитель директора Института системно-стратегического анализа. Автор серии монографий, учебников и учебных пособий для вузов.