Как аграрный профсоюз противостоит скупому и незаконопослушному работодателю

Деньги выплатили по требованию

Председатель Белорусского профсоюза работников АПК Николай Лабушев ответил на вопросы «СГ»

Председатель Белорусского профсоюза работников АПК Николай Лабушев ответил на вопросы «СГ» и поднял очень важные проблемы защиты интересов людей труда


Почти год длились тяжбы с администрацией слесаря ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» из-за частичной потери трудоспособности в результате несчастного случая. Предприятие отказывалось платить компенсацию. Благодаря настойчивости Минского областного комитета Белорусского профсоюза работников АПК суд взыскал в пользу работника 42100 рублей единовременной материальной помощи и 6000 — за моральный вред.

В СПК «Междулесье» Березовского района трудовые отпуска не предоставлялись ежегодно, отзывали из них без согласия работников и не оформляли приказами. В дело вмешался профком, и нарушения Трудового кодекса устранили.

Это лишь отдельные эпизоды деятельности аграрного профсоюза по защите интересов людей разных профессий. Какие еще проблемы актуальны сегодня?

Об этом вместе с корреспондентом «СГ» размышляет председатель Белорусского профсоюза работников АПК Николай ЛАБУШЕВ. 


Николай ЛАБУШЕВ с животноводами ОАО "Комаровичи" Петриковского района:
Людмилой КУНЕВИЧ, Еленой КАЖАН, Лилией СИНИЦКОЙ, Валентиной ЗУБАРЬ

— Николай Аксенович, на последнем заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам ФПБ предложила создать фонд для компенсации зарплаты работникам предприятий-банкротов. Вопрос актуален для АПК. 102 сельхозорганизации отнесены к этой категории. Еще 323 требуется досудебное оздоровление. Ваше отношение к такой форме поддержки людей? 

— Считаю идею весьма своевременной. Если в организациях, подлежащих досудебному оздоровлению, заработная плата хоть иногда и с задержкой, но все же выплачивается, то у банкротов вопрос стоит особенно остро. А ведь там работают более 22 тысяч человек. Им надо содержать семьи, своевременно оплачивать коммунальные услуги. Поэтому такой фонд необходим. Надо не откладывая в долгий ящик разработать положение о нем, определиться, кто и в каких размерах будет платить взносы. 

— Заработная плата работников сельского хозяйства на уровне 70 процентов от средней по стране. Можно обижаться, но от этого кошелек не станет толще. Что может предложить профсоюз для увеличения доходов тружеников полей и ферм?

— На пятом Всебелорусском народном собрании принята Программа социально-экономического развития на 2016—2020 годы. Белорусский профсоюз работников АПК разработал комплекс мер по ее воплощению в жизнь. Мы постарались, чтобы там было как можно меньше общих слов. Ставку сделали на конкретные дела. Они обсуждены в каждом коллективе и скреплены подписями руководителя и председателя профкома. 

Назову наиболее значимые. Предусматривается, например, профсоюзная экспертиза планов модернизации или оптимизации, инвестиционных проектов, создания новых эффективных рабочих мест. Если предприятие приватизируется, будет налажен мониторинг социально-экономического положения, информирование госорганов о фактах нецелевого или неэффективного использования приватизированного имущества. Профсоюз берет на себя заботу оказывать содействие нанимателям в работе по сокращению материало- и энергоемкости продукции, установлению прогрессивных норм расхода сырья, материалов за счет сокращения отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных ресурсов.

Мы намерены добиваться закрепления в соглашениях и коллективных договорах повышения доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной зарплате, в том числе установления их на уровне не ниже бюджета прожиточного минимума, а в перспективе — минимального потребительского бюджета; индексации зарплаты на условиях не хуже чем для работников бюджетной сферы.

— Как все это проконтролировать? В райкоме профсоюза в основном один человек. Он независим от нанимателей. Сложнее жизнь председателей первичек, которые, как правило, в подчинении у руководителей. Если они будут слишком рьяно защищать интересы работников, то могут вызвать гнев директоров и лишиться основной должности.

— Мы неосвобожденных активистов в обиду не даем. В Тарифном соглашении и колдоговорах есть норма о том, что председатели профкомов не могут быть уволены без согласия вышестоящего профсоюзного органа. Вот последний пример. В одной из организаций Могилевской области с председателем профкома не продлили контракт. Наши специалисты через суд потребовали восстановления трудовых отношений. Но возникла проблема. 

Предыдущее отраслевое Тарифное соглашение заключено на 2013—2015 годы. Новое — на 2016—2018 годы — подписано только 27 февраля. Образовался своеобразный правовой вакуум. А с председателем профкома расторгли трудовые отношения 5 января. Получилось, что действие старого документа уже закончилось, а нового еще не начиналось. Поэтому суд сразу не стал на сторону работника. Однако мы доказали, что с председателем профкома контракт должен обязательно продлеваться до окончания работы на выборной должности. В итоге он восстановлен с выплатами за вынужденный прогул и компенсацией морального вреда. 

— Профсоюзного активиста защищает нормативный документ. А если несправедливо обошлись с рядовым работником?

— Наниматели чаще всего допускают нарушения по срокам и полноте заработной платы, доплатам за работу сверхурочную, в выходные дни и с вредными и опасными условиями труда, которые либо не производятся вообще, либо не в полном объеме. Не выполняются отдельные нормы коллективных договоров, связанные с дополнительными выплатами.

К примеру, в ОАО «Семежево», «Племенной завод «Дусаевщина», «Тимирязевский», «Мажа-Агро» Копыльского района, ОАО «Шумилинский агросервис», ДКУП «Докшицкая ПМК-52» совсем или частично недоплачивали до минимальной заработной платы. В 35 организациях Гомельской области тарифная ставка первого разряда ниже установленной Правительством. 

Общее нарушение для большинства предприятий — выплата зарплаты один раз в месяц. В 2016 году участились случаи несоблюдения сроков, установленных коллективными и трудовыми договорами. Несвоевременно выплачивались отпускные, окончательный расчет при увольнении и пособие на детей. Туда, где выявлены нарушения, были направлены акты реагирования. В результате по требованию профсоюзных органов только по Витебской области возвращено невыплаченных работникам 100 тысяч рублей.

В СПК «Милейки», «Квасевичи» Ивацевичского, ОАО «Агро-сад «Рассвет» Брестского районов недоплачивали за работу в выходные, праздничные дни, за сверхурочное время. По требованию профсоюза люди получили положенные деньги.

В ОАО «Синегорское» Сенненского, ОАО «Барсеево» Глубокского районов выявлены нарушения при применении контрактной формы найма. Не установлены меры стимулирования труда — дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы до 5 календарных дней, повышение оклада до 50 процентов, сведения о заключении контракта не внесены в трудовые книжки работников.

— Как и в других отраслях, в сельском хозяйстве случаются несчастья. Работники травмируются, а то и гибнут. Знаю, что при смертельных случаях работодатель не всегда хочет платить большие суммы семьям, потерявшим кормильца.

— Мы в таких случаях отстаиваем их интересы. Завершилось судебное дело по факту гибели на производстве работника ОАО «Забашевичи» Борисовского района. Решено взыскать в пользу его семьи единовременную материальную помощь в 59900 рублей, индексацию — 5200, компенсацию за моральный вред – 9000.

Водитель одного из СПК Островецкого района получил производственную травму. Целый год провел в больничных палатах и операционных в надежде сохранить руку. Однако заключение МРЭК — 70 процентов потери трудоспособности. Получив такой документ, работник отправился в хозяйство в надежде получить положенные деньги. Оно вынесло решение — заплатить компенсацию в размере среднемесячного заработка за каждый процент потери профессиональной трудоспособности. Но, ссылаясь на трудное финансовое положение, установило рассрочку на пять лет. Такой вариант водителя не устроил, и он обратился в районную профсоюзную организацию работников АПК. После изучения всех документов, коллективного договора было решено добиваться отмены решения и выплаты в полном объеме в течение месяца. Наниматель уперся, ссылаясь на то, что рассрочка принята согласно условиям Тарифного соглашения. Однако руководство хозяйства не учло, что в коллективном договоре, который оно подписало, принято иное условие — выплата производится в течение месяца с момента получения заключения МРЭК. При расхождении между Тарифным соглашением и коллективным договором, согласно статье 362 Трудового кодекса, действует норма, которая улучшает положение работника, в данном случае коллективный договор. Кроме того, Тарифное соглашение предусматривает рассрочку на пять лет еще и при условии, если с ней согласен получатель платежа. После долгих переговоров и переписок райком профсоюза принял решение обратиться в суд. Увидев, что дело проигрышное, администрация предприятия сообщила, что выплатит всю сумму. При этом с работником договорились о рассрочке лишь на три месяца. В итоге спор разрешен, и шофер получил 38228 рублей. 

— Насколько вообще актуальной остается тема травматизма в сельском хозяйстве? Ведь здесь как ни в какой другой отрасли постоянная спешка при проведении полевых работ, люди устают и делают технологические ошибки. 

— С начала года в организациях агропромышленного комплекса произошло 19 несчастных случаев со смертельным и 116 — с тяжелым исходом. За аналогичный период 2015-го соответственно 25 и 94. В состоянии алкогольного опьянения погиб один человек, а год назад — 10.

Основные причины травматизма, к сожалению, повторяются. Это нарушения пострадавшими требований охраны труда, производственной и трудовой дисциплины, ослабленный контроль за выполнением работниками требований и норм техники безопасности, формальное отношение руководителей и специалистов к вопросам охраны труда. Но более всего удивляет, когда взрослые люди делают ошибки, которые стоят им жизни. Работники забывают, что все Правила по охране труда написаны кровью. 

В КСУП «Березина-агропродукт» тракториста-машиниста при очистке ножей жатки комбайна затянуло под шнек и в наклонную камеру. Он получил несовместимые с жизнью травмы. В ГСХУ «Мозырская сортоиспытательная станция» механизатор во время очистки работающего кормораздатчика был смертельно травмирован вращающимся выгрузным шнеком. Во всех этих случаях можно было избежать трагедии, заглушив двигатель.

Отдельно хотелось отметить работы по шиномонтажу и накачке шин. В текущем году уже 5 работников получили тяжелые травмы. В основном это случилось при накачке колеса автомобиля вне защитной клети в результате срыва замочного кольца. Происшествия происходят не только из-за упущений администрации, но и потому, что кое-где ослаблен общественный контроль за охраной труда со стороны профсоюза.

— На последнем съезде ФПБ Глава государства поставил задачу создать первички на всех предприятиях, независимо от формы собственности. Как идет у вас этот процесс?

— Прогресс есть. Однако кое-где владельцы упираются, не хотят брать определенные обязательства по отношению к членам коллектива, чтобы был контроль за работой. До сих пор нет профсоюзных организаций в таких крупных и известных частных фирмах, как «Дарида», «Онега», «Фрост». Осталось вне профсоюза и одно фермерское хозяйство — «Василек» в Дзержинском районе. Кстати, в фермерских хозяйствах вообще проблема с оформлением трудовых отношений. Нередко человека берут на короткий период, расплачиваются наличкой без всякого оформления. Поэтому ему трудно отстаивать свои права. Но мы не сдаемся. Работа по созданию первичных организаций продолжается. 

— Николай Аксенович, в этом году Белорусский профсоюз работников АПК совместно с Минсельхозпродом организовал акцию «Наш животновод». «СГ» поддерживает ее информационно. Работников ферм чествуют, награждают. А какая еще от нее польза?

— Главное, что происходят неформальные встречи представителей профсоюза с животноводами. Лично я бываю во всех регионах. В промежутках между дойками приезжаю на ферму. Обязательно привожу торт. За чашкой чая непринужденно беседуем с животноводами обо всем, что их волнует. Например, не хватает ветврачей. Но доярки говорят, что некоторые несложные препараты могли бы вводить сами. Иногда жалуются, что руководители редко бывают в коллективах, не знают глубоко проблемы людей. Да, хозяйства объединили, укрупнили. Не надо каждый день, но хотя бы пару раз в неделю фермы можно посетить. Все вопросы, которые поднимают работники ферм, мы обязательно доводим до сведения руководства хозяйств и райсельхозпродов.

— Большое спасибо за интервью! Ждем приглашения на чай с животноводами в любом регионе.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter