Первый заместитель министра сельского хозяйства Леонид МАРИНИЧ: необходимо ускорить темпы и отточить технологии

Деньги в молоке и мясе

НИЗКИЕ темпы сельхозработ и нехватка удобрений, реконструкция молочно-товарных ферм и заготовка кормов, производство продукции и экспорт — основные темы вчерашней планерки в Минсельхозпроде. Первый заместитель министра Леонид МАРИНИЧ, проанализировав самые проблемные вопросы, озвучил довольно удручающие цифры и поставил задачу: ускорить темпы и отточить технологии. А главное при этом — думать и снижать себестоимость. 


На 10 октября убрана половина сахарной свеклы, накопано ее 1998,9 тысячи тонн при урожайности выше 413 центнеров на круг. Она выше, чем в минувшем году, но темпы гораздо ниже. За последнюю неделю убрано только 9 тысяч гектаров — 8 процентов от посеянного. Конечно, по сравнению с предыдущей неделей темпы нарастили, но синоптики уже обещают заморозки, а что будет в ноябре?

Льнотреста до сих пор не поднята на трех тысячах гектаров. Если в прошлом году за день заготавливали ее 3,3 тысячи тонн, то в этом — 0,08. Агрономы, похоже, не в курсе, что сегодня она уже не только вылежалась, но и гнить начала.

Не лучше ситуация и по другим культурам. Картофеля за неделю убрано только 5 процентов площадей, кукурузы на силос — 8 процентов. На сегодня осилили только 65 тысяч гектаров, остались неубранными еще 150 тысяч. А в целом с кукурузой на зерно  250 тысяч гектаров ее техники пока не видели. Забегая вперед, замминистра предупредил, что если к ее ремонту будем относиться так же, как последние 2—3 года, сеять весной будет нечем. И спросил у специалистов главного управления растениеводства, о каком качестве зерна кукурузы сегодня уже может идти речь. Холод и сырость — враги початков и лучшие друзья грибков и прочей инфекции. 

Далее по списку: зяби поднято только 213,9 тысячи гектаров, или всего 13,3 процента к плану. Почему так вяло идут сельхозработы? Задействовано лишь 50 процентов техники, за октябрь топливо уже выбрано, а госрезерв практически исчерпан. Выручка от продажи зерна и другой товарной продукции ушла на насущные нужды. Нехватка в хозяйствах денег, как в замкнутом круге, и причина, и результат сложившейся ситуации. 

Где взять деньги? Они в молоке и мясе. Но начали падать надои, в среднем по 50 граммов ежедневно, минусует и товарность. Это объясняют переводом скота на зимнее стойловое содержание. Безусловно, оно отражается на самочувствии буренок. Но не стоит забывать, что теряем надои, а значит, и деньги чаще всего из-за элементарных нарушений в кормлении и содержании. Напомним, только по этой причине за первое полугодие недополучили продукции на 3,7 триллиона неденоминированных рублей.

Почему так получается? Ведь с поддержкой государства в этой отрасли создана мощная инфраструктура, только за 2010—2015 годы на это затрачено 26 триллионов рублей. Но, к сожалению, должного результата нет. Так, из построенных в рамках Республиканской программы развития молочной отрасли 420 молочно-товарных комплексов и ферм на 158 фермах средний удой от коровы оказался даже ниже среднереспубликанского. Причина из года в год одна и та же — дефицит и низкое качество кормов. В этом году на условную голову скота заготовили почти 26,4 центнера кормовых единиц, что на 5,72 центнера больше минувшего года. Но что удивительно: нашлись хозяйства, которые заготовили их еще меньше, чем в прошлом году. 

Удручающая, по словам замминистра, ситуация складывается со строительством и реконструкцией молочно-товарных ферм. Из 96 запланированных в этом году ввели только 24. Леонид Маринич пояснил специалистам министерства, что Банк развития в 2017 году не намерен кредитовать ни один объект. В нынешнем из 24 хозяйств, предоставивших ему бизнес-планы, только 4 получили кредит. На 2017-й вообще ни одно сельхозпредприятие не заказывало бизнес-планы и не проектировало новые объекты. А тем 20 хозяйствам, которым дан от ворот поворот, не стоит даже пытаться снова обращаться в банк — очень сомнительно, что их финансовая ситуация изменилась в лучшую сторону.

Леонид Маринич еще раз подчеркнул, что, в частности, производство мяса птицы должно идти только за счет роста продуктивности поголовья, а вот по свинине есть некоторые проблемы. Планируется строить три новых свинокомплекса. Известно, что отрасль практически закрывает внутренние потребности и часть продукции экспортируют в Россию. Но наша соседка этим видом мяса уже обеспечивает себя на 90 и более процентов, а темпы производства наращивает гораздо быстрее, чем мы. Стоит вопрос: кому продать свинину через 3—5 лет?

Проблемы экспорта наиболее остро бьют по экономике. Поэтому на планерке дано поручение: в связи с очередным закрытием семи наших перерабатывающих комбинатов еще раз посмотреть на возможности по освоению новых рынков. Мы много говорим о перспективах экспорта, дальних дугах, но реальные цифры показывают, что пока, кроме России, нигде не проходим именно по ценовому фактору. А поэтому снижать затраты и себестоимость продукции надо не потому, что есть директивы, приняты указы, а просто для того, чтобы выжить. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter