Деньги в конвертах

В январе нынешнего года департамент финансовых расследований Комитета госконтроля возбудил уголовное дело против, пожалуй, самых злостных «конвертчиков»...
Факт. В январе нынешнего года департамент финансовых расследований Комитета госконтроля возбудил уголовное дело против, пожалуй, самых злостных «конвертчиков». В течение 5 лет компания, оказывавшая строительные услуги крупнейшим предприятиям, нанимала работников без официального оформления договоров, а причитающееся вознаграждение за труд передавала из рук в руки. По предварительным подсчетам, от налогообложения скрыто 16 миллиардов рублей. Более 300 человек получали зарплату «всерую»...

Увы, явлению этому больше 20 лет. Истоки — в кооперативах, работники которых уже начинают выходить на пенсию и сталкиваются с печальной действительностью. Их содержание в старости мизерное. Здоровья, чтобы еще продолжать работу, тоже нет. Да и помощи ждать неоткуда. Работодатель, выплачивавший деньги в конвертах, разорился, закрылся. Брошенные мужьями женщины с детьми пишут нам письма примерно такого содержания: «Помогите, сделайте что–нибудь. Бывший супруг работает директором коммерческой фирмы, а зарплату получает 200 тысяч рублей. На его алименты невозможно содержать ребенка».

С 2002 года Министерство по налогам и сборам, департамент финансовых расследований ужесточили контроль. В прошлом году по фактам сокрытия прибыли и незаконной предпринимательской деятельности, например, департамент возбудил около 900 уголовных дел. Мы со своей стороны «нашли» и предъявили к уплате более 200 миллионов рублей подоходного налога. Проверяли организации, не первый год работающие на рынке и выплачивающие мизерные зарплаты. Попросили их директоров, бухгалтеров и менеджеров заполнить декларации о доходах и расходах. Не подтвержденная документально дельта составила примерно 2 миллиарда рублей. Около 1,5 тысячи индивидуальных предпринимателей попались на том, что привлекали больше трех наемных работников. Их тоже наказали. Около 300 работали на рынках без документов. Заплатили штрафы. Но что я хочу отметить. Все это — лишь верхушка огромного айсберга. И победить явление только карательными мерами, на мой взгляд, невозможно.

Почему? Да потому, что работнику получать, а нанимателю платить деньги в конверте очень выгодно. 35 процентов сегодня составляют отчисления в фонд оплаты труда. Чем меньше фонд, тем ниже этот обязательный платеж, который ложится на себестоимость продукции. А это значит, что цена ее станет ниже. Меньше цена — легче продать, быстрее оборот. Работнику аналогично неинтересно показывать высокие доходы: верхняя шкала подоходного налога — 30 процентов. Необлагаемый доход — 1 базовая величина, в общем–то символическая сумма, никак не связанная с прожиточным минимумом. Кроме того, пенсия высокооплачиваемого начальника будет ненамного больше, чем у его подчиненного, стоящего на самой низшей ступеньке должностной лестницы. Это — издержки нашей солидарной пенсионной системы.

Думаю, пора в борьбе с теневыми зарплатами применить экономические рычаги. Министерство по налогам и сборам со своей стороны сейчас обсчитывает переход на двухуровневую систему налогообложения — 10 и 15 процентов. Необлагаемый доход предлагаем поднять до уровня бюджета прожиточного минимума. К нему должна быть привязана и минимальная заработная плата в стране. Сегодня это 208 с лишним тысяч рублей. Возможно, стоит увеличить ее до 50 — 75 процентов от средней заработной платы в каждой конкретной отрасли. Высокий обязательный минимум практически не оставит нанимателю шансов для манипуляций с зарплатой. И, наверное, Министерству труда и социальной защиты стоит подумать о введении накопительного элемента в систему социального страхования. Если хотя бы 5 или 10 процентов в пенсионный страховой фонд будет платить сам работник, а не наниматель за него из фонда оплаты труда, интерес директора предприятия «скрывать» зарплату уменьшится. Хотя прекрасно понимаю, насколько сложен этот вопрос и как трудно собираются страховые пенсионные взносы. Но попробовать все–таки стоит. Потому что, повторюсь, одними карательными мерами проблему скрытой заработной платы мы не решим.

Василий КАМЕНКО, заместитель министра по налогам и сборам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter