Послеуборочные потери бьют по себестоимости зерна

Деньги в кассу и мимо нее

Подмоченная маржа

Отдать недоработанное зерно практически с молотка и по бросовой цене. Кому нужна такая сиюминутная выгода?

Хлеб никогда не дается легко. В этом году начиная от сева и заканчивая уборкой испытаний на каждый гектар выпало с лихвой. Более чем семь с половиной миллионов тонн зерна совсем неплохой результат. Но правда и то, что не тот хлеб, что в бункере, а тот, что в зачетном весе. На комбинатах хлебопродуктов на каждой операции доработки количество сданного зерна уменьшается, утекают и драгоценные крупицы прибыли. И если потери на стадии посевной включают одни трудозатраты, то на последнем этапе они в разы больше. 


Какую дыру в бюджете сельхозпредприятий образуют нарушения при сдаче урожая, очистке, сушке и почему?

ИЗ первых убираемых культур, самых денежных, — озимые масличные. Для некоторых хозяйств вполне подойдет перефразированная поговорка: бедному рапс убирать, так и ночь коротка. Сушильные комплексы запаздывают с готовностью. И везут ценные тонны на переработку прямо от комбайнов – с повышенной влажностью и засоренностью. Получается, где узко, там и рвется. Так, Слуцкий комбинат хлебопродуктов в физическом весе принял 16 204 тонны рапса, а в зачетном — это только 15 047 тонн. 8 процентов потерь при высоких закупочных ценах как на маслосемена первого класса, так и второго — это примерно минус 770 тысяч рублей, без учета надбавок за качество. 

Известно, что взаиморасчеты с поставщиками зерна совершаются исходя из базисных норм по влажности, сорной и зерновой примеси, натурному весу. Если кондиции лучше установленного базиса, то аграрии получают надбавки, хуже – начинает расти финансовая брешь от скидок. К примеру, хозяйство сдает зерно с влажностью 12,2 и сорной примесью 0,8 процента, а базис соответственно 13,5 и 2. Естественно, в зачетном весе ничего не теряет, плюс идет надбавка на цену. Не вписывается в положенные кондиции, как правило, фуражное зерно, у которого бывает влажность 19 и выше, зашкаливает засоренность. Продовольственное же стараются сушить и чистить, потому что это другие деньги. 

Такая тактика, можно предположить, не от хорошей жизни — от постоянного дефицита денег. А послеуборочная обработка ни много ни мало сжигает 30—50 процентов топлива от всего используемого на производство зерна. Электроэнергия – все 90—97 процентов. Вот и экономят, выбирая, как кажется, меньшее из двух зол, не утруждаясь на скрупулезных подсчетах.

Понятно, что заготовителям невыгодно принимать неочищенное и влажное зерно, потому что это дополнительные расходы энергоресурсов. Но еще более невыгодно обходиться так с урожаем для самих хозяйств. Кроме того что предприятия хлебопродуктов «спишут» вес, так еще и выставят счет за сушку. И где выгода? Поэтому средняя цена, по которой продают тритикале, пшеницу, рожь, заработанная маржа разнятся у разных хозяйств.

Многие руководители придерживают зерно, пока не объявится щедрый купец. Игрой на повышение особенно увлеклись при отмене госзаказа на рапс. Из-за чего перерабатывающие заводы, а мощностей у нас более чем достаточно, буквально сражались за каждого поставщика. С одной стороны, вроде как свободная конкуренция, но с другой — залежалый рапс, если маслосемена не просушены до нужной влажности, теряет в качестве, прогоркает буквально за трое суток, повышается его кислотное число, и сырье в итоге сдают вторым классом. Так что «рапсодии» в бизнесе не получается.

Свое мнение по поводу нехватки денег высказал Петр Кулик, директор предприятия «Облрапсагросервис» с мощным сушильным комплексом:

— Кто думает, как заработать, у того всегда будут средства на подготовку сушильного хозяйства, топливо. Кто нам привозит доработанное зерно, получает в полном объеме и хорошие деньги. 

По идее, надбавки должны стимулировать к качеству. Однако порой преобладает стремление «показать урожайность». Оно и понятно: спрашивают с хозяйств прежде всего за объемные показатели, и только потом, когда поезд ушел, за экономические. А то, что они возят воду, никого не интересует. В этом году влажность особенно высокая: 30 процентов у рапса при норме закладки на хранение 7 процентов. 23 процента надо удалить на сушильном комплексе – с тонны транспортируют 230 килограммов воды. Кроме того, 17 процентов мусора. 

То же касается и колосовых. Если средняя засоренность по Слуцкому КХП не превышает 3 процентов, то с влажностью в этом году проблемы. Сырое зерно поступает на хлебоприемные предприятия до сих пор. Чистки, вентилирование, сушка, перемещение зерна — за все заплатит хозяйство. Будут сниматься килограммы с физического веса на каждой операции. 

В Беларуси прошла масштабная модернизация зерноочистительного и сушильного хозяйства, и удельный вес послеуборочных потерь гораздо меньше. Но как любое оборудование при эксплуатации, линии требуют тщательного обслуживания. На КЗС нужны грамотные операторы. В целом, если не выдерживаются требования к качеству хлебного вороха и нарушаются режимы его доработки, в отходы идет около 30 процентов зерна, только третья часть его потом используется. Больше всего потерь случается из-за неисправных машин и по вине людей. В то же время средний мировой показатель потерь при доработке составляет около 5 процентов.

klimovich@sb.by

Техрегламент в зоне ошибок

Рентабельность производства молока в лучших хозяйствах Брестчины приближается к 80 процентам. Почему к лидерам не подтягиваются аутсайдеры? 

Десять тысяч килограммов молока от коровы. Этот поистине европейский показатель в прошлом году зафиксирован в УП «Молодово-Агро» Ивановского района. Высокие надои, в свою очередь, потянули вверх рентабельность — 75 процентов. Казалось бы, все — потолок, но и в нынешнем сезоне здесь демонстрируют стабильный плюс. От каждой коровы за 8 месяцев надоили 7082 килограмма молока — на 300 больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Общий вал — 6685 тонн, плюс к аналогичному прошлогоднему периоду 324 тонны. А заместитель директора Людмила Мельник и вовсе уверена: по году продуктивность дойного стада будет на уровне 10500 килограммов, а рентабельность вплотную приблизится к 80 процентам. Такое, прямо скажем, даже нефтяникам не снилось.

ТАК динамично и стабильно прибавлять позволяют не только богатые белком и незатратные люцерна, сильфия пронзеннолистная и другие культуры, но и безупречная племенная работа. Когда-то высокопродуктивный скот здесь закупали за рубежом, сейчас сами его продают, имея прибыль. В нынешнем сезоне, например, реализовали 300 телок и нетелей, 80 бычков. 

Сто пятьдесят нетелей, из которых со временем сформируется костяк высокопродуктивного стада на новом комплексе, закупил и ПК «Федорский» Столинского района. Дойных коров здесь 2563, поголовье постепенно увеличивают, возводя новые и модернизируя старые животноводческие объекты. Вообще, производством молока всерьез занялись 5—6 лет назад, используя современные технологии. Главный зоотехник Евгений Лесько считает, что вовсе не обязательно их искать за рубежом: есть и свои хозяйства, где результаты ничуть не хуже — даже лучше. 

«Федорский» тоже постепенно приближается к ним. В 2014 году от коровы получили 5789 килограммов молока с товарностью 86,4 процента. В минувшем сезоне — больше 6250, за семь месяцев нынешнего года — 3901 килограмм. Это плюс 240 центнеров. Товарность превысила 90 процентов, почти весь продукт сортом «экстра». 

И вот интересный штрих. При росте продуктивности расход кормов здесь умудряются снижать. В результате рентабельность увеличивается. Два года назад она была на уровне 52 процентов, по итогам прошлого превысила 64, за первое полугодие нынешнего — более 70. Прибыль от реализации свыше 2,1 миллиона рублей. Вот и деньги, которые можно вкладывать в дальнейшую модернизацию производства, рост зарплат. В «Федорском» воочию убедился: строительство животноводческих объектов в самом разгаре. На старой ферме «Радчицк» возводят помещения для выращивания и откорма крупного рогатого скота. В двух из них бычки уже стоят, третье в скором времени будет готово к заполнению. В хозяйстве одновременно развивают мясное и молочное скотоводство, причем рентабельными являются и то, и другое. Словом, вложенные затраты окупаются прибылью. 

Столь же эффективно умеют работать в ОАО «Остромечево» Брестского, СПК «Доропеевичи» Малоритского, ОАО «Беловежский» Каменецкого, ОАО «Рогознянский» Жабинковского, ОАО «Ружаны-Агро», «Агро-Колядичи», «Журавлиное» Пружанского, ОАО «Птицефабрика «Дружба» Барановичского районов и в других сельхозпредприятиях Брестчины. А некоторые топчутся на месте.

На базе ОАО «Агро-Детковичи» и «Осиповичи» Дрогичинского района провели выездной семинар для главных зоотехников и ветеринарных врачей хозяйств. Поводом стала тревожная ситуация, которая складывается по основным показателям эффективности — среднесуточным удоям, привесам, качеству молока. Первый заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Сергей Буткевич акцентировал внимание специалистов на том, что их пригласили не обмениваться опытом (хотя это тоже важно), а исключить ошибки, убрать из повседневной практики то, чего делать нельзя.

Сложная задача? Нисколько, считает Сергей Константинович. Для этого каждый работник должен выполнять технологический регламент промышленного производства молока. К примеру, в «Агро-Детковичах» на ферме «Дубовая» требования, прописанные в нем, в основном соблюдаются. Но несвоевременное выявление больных коров, вследствие чего их поздно отделяют от основного стада, и другие организационные нюансы сводят на нет старание животноводов. А оно есть, не сомневается главный экономист открытого акционерного общества Елена Косевич. Иначе за 8 месяцев от коровы не надоили бы 3231 килограмм молока с прибавкой в 25 к соответствующему периоду прошлого года. Это, конечно, неплохо. Но низкая, 89,6 процента, товарность, всего третья часть «экстры» не позволяют взять те деньги, которые вполне можно было бы иметь на счету. И рентабельность, а она здесь при всем при том около 30 процентов, могла бы быть значительно выше. 

По производству молока дрогичинские хозяйства оказались в числе аутсайдеров на Брестчине. Еще не так давно они считались крепкими середнячками, а сегодня рассчитывают выйти на удой от коровы в 4,4 тысячи килограммов. Тогда как в среднем по области этот показатель ожидается на уровне 5,5 тысячи килограммов. В Брестском районе на тонну больше. 

ЗА 8 месяцев в области от коровы надоили 3772 килограмма молока — плюс 170. Товарность продукта — 90,7 процента. Это лучшие результаты в республике. Впрочем, почивать на лаврах животноводы региона не собираются. По мнению Сергея Буткевича, резервов для дальнейшего роста еще предостаточно. В первую очередь они в тех хозяйствах, которые работают ниже среднеобластного уровня. Поэтому и требования к их специалистам самые серьезные. 

kurec.a@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter