Деньги в бочку. Пороховую

Страсти вокруг двух высоток в Гродно не утихают до сих пор

Страсти вокруг двух высоток в Гродно не утихают до сих пор

Больше года назад наша газета писала о долгостроях в Гродно. Ничего не предвещало беды, когда в 2006 году люди стали заключать договоры с российско-белорусской строительной фирмой СООО «Консент». Но своих квартир гродненцы не увидели ни в 2008-м, ни в 2009-м, ни даже в 2010-м. Время шло, срок сдачи домов переносили из года в год, пока деятельностью фирмы не заинтересовалась прокуратура. Итог такой: сейчас СООО «Консент» находится на стадии ликвидации, его директор — под следствием, а заказчиком на окончание строительства назначен УКС Гродненского облисполкома. Что касается дольщиков, то некоторые из них до сих пор в растерянности. Многие уже выплатили деньги за свои квартиры, но сейчас имеют на руках новые договоры, по которым для окончания строительства должны внести дополнительные средства. Но не все спешат подписывать бумаги. Вопросы возникли у будущих владельцев квартир на Пороховой: за что доплачивать, если дом уже почти построен? В ситуации разбиралась «Р».

Этот десятиэтажный дом улучшенной планировки на Пороховой, на первый взгляд, почти готов. Выкрашенный, свежий, он смотрит окнами прямо на автовокзал. Именно здесь должна получить свою однокомнатную квартиру Юлия Палкевич. Общий метраж — 60,56 квадратного метра, стоимость по договору, заключенному в декабре 2008 года, — 48 154 доллара. Эту сумму семья Палкевич уже выплатила, а в феврале 2010-го даже получила от «Консента» комплект ключей и акт приема-передачи квартиры во временное владение и пользование.

— Мы были уверены, что наши обязательства перед застройщиком выполнены, — рассказывает мать девушки Алла Палкевич. — Но были удивлены тем, что в новых договорах — на окончание строительства, которые нам предоставил УКС, нас обязали дополнительно выплатить еще более девяти тысяч долларов: 3600 — сейчас и оставшуюся сумму — за 45 дней до сдачи дома в эксплуатацию. Но получается, что стоимость нашей квартиры вырастет почти на 20 процентов! Откуда такая сумма?

Ответ на этот вопрос дольщикам дал председатель ликвидационной комиссии СООО «Консент», директор УКС Гродненского облисполкома Валерий Косарев. Оказывается, расчет стоимости одного квадрата в домах на Пороховой и Захарова производился исходя из показателей цены 1 кв. м общей площади, устанавливаемой Гродненским горисполкомом для жилых домов аналогичных конструктивных систем, которые строятся с государственной поддержкой. Сейчас это 855 долларов США за квадрат, а с учетом прогнозного индекса цен на 2011 год – 950 условных единиц. То есть если взять для примера квартиру Палкевич, то прогнозируемая стоимость — около 57,5 тысячи долларов, выплаченная — 48 154 у.е. Разница как раз и указывается в договоре.

В Гродненском облисполкоме сделали акцент еще на одном нюансе: так как проектно-сметная документация по дому сейчас находится в стадии разработки, стоимость работ по договорам с УКС — ориентировочная и будет окончательно определена исходя из фактических затрат к моменту завершения строительства. Поясню на примере квартиры Юлии Палкевич. Сейчас в договоре указана максимальная стоимость с учетом всех индексов — 9378 долларов, но по факту эта сумма может быть гораздо меньшей. Поэтому сейчас для завершения строительства им нужно внести около 3600 долларов, а оставшаяся сумма будет определена позже исходя из фактических затрат, и ее нужно будет оплатить за 45 дней до сдачи дома в эксплуатацию.

Интересно, что в этой печальной истории есть не только пострадавшие дольщики, а даже наоборот. В доме на Пороховой первые три секции заселены уже давно. С их жильцами заключались договоры, в которых цена квадрата вообще начиналась от 350 долларов при себестоимости 813 у.е.! «Свои» платили одну сумму, «чужие» — другую. В результате всех этих махинаций ситуация сложилась нелогичная: на стройку дома фирма потратила больше денег, чем попросила у дольщиков. А дыры в бюджете потом латала за счет новых застройщиков, которые должны были жить в четвертой и пятой секциях дома. Но и для них цены устанавливались разные: от 600 до1000 у.е.

— Все, что у нас было, мы отдали на эту квартиру, поэтому, конечно, сейчас нам дорога каждая копейка, которую придется заплатить дополнительно, — переживает Алла Палкевич. — Допустим, стоимость пересчитали с учетом прогнозного индекса цен, но ведь дом строится не с нуля, он готов на 98 процентов!

Признаться, этот вопрос волновал и меня. В УКС Гродненского облисполкома представили целый список того, что в многоэтажке на Пороховой придется переделать или сделать с нуля. Приведу лишь некоторые пункты. Перепланировка 10-го и 11-го этажей с выполнением на них работ по внутренним инженерным системам, электроснабжению, водоснабжению и канализации; устройство пожарного водопровода на лестничных клетках, пожарная сигнализация, утепление торцевой стены, автоматизация теплопункта и противодымной защиты… И это еще не предел. Кстати, вопрос о расчете стоимости квадрата в этих домах в феврале этого года рассмотрели на заседании Гродненского горисполкома. С формированием цены горисполком согласился.

Так или иначе, Юлия Палкевич и еще несколько десятков дольщиков подписывать новые договоры не спешат.

В Гродненском обл-исполкоме рассказали: из 203 застройщиков 175 уже заключили или собираются заключить с УКС договоры на окончание строительства. Что касается остальных, то ситуация следующая: на последнем заседании ликвидационной комиссии СООО «Консент» определено, что окончательный срок их подписания — 1 мая. Больше ждать возможности нет, дома нужно достраивать. Поэтому после 1 мая придется подавать в суд обращение о понуждении заключения договора либо выводить людей из числа застройщиков. И для них последний вариант самый плачевный.

Как бы красиво ни выглядел со стороны дом на Пороховой, для Гродно он, как и многоэтажка на Захарова, — больная мозоль. Достроить это жилье и забыть все, как плохой сон, мечтают не только дольщики, но и здешние градоначальники. Единственное, во что сейчас все упирается, — это деньги. Люди хотят, чтобы проиндексировали те средства, которые они уже отдали за квартиры. Но как это возможно, когда дома нужно достраивать за живые деньги? Можно, конечно, в судебном порядке потребовать компенсацию у СООО «Консент», как у первопричины этих бед, но даже заядлые оптимисты среди застройщиков в результативность такого варианта уже не верят… Людей понять можно. Многие из них отдали за свои будущие квартиры все, что имели, и теперь, понятное дело, считают каждый рубль. Остается только надеятся, что эпопея со строительством домов спустя столько лет уже в скором времени подойдет к концу, и что важнее — с наименьшими потерями для всех.

На снимке: еще год назад дом на Пороховой выглядел почти законченным.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter