Деньги в банке работают. А в «кубышке» пропадают

Казалось бы, при таком выгодном раскладе сбережениям белорусов уготована прямая дорога в банки. Тем не менее рост депозитов происходит не так быстро. В ноябре, к примеру, рублевые вклады увеличились на 2,3 процента.

ПРОЦЕНТНЫЕ ставки по депозитам к декабрю достигли 45—50 процентов годовых

Казалось бы, при таком выгодном раскладе сбережениям белорусов уготована прямая дорога в банки. Тем не менее рост депозитов происходит не так быстро. В ноябре, к примеру, рублевые вклады увеличились на 2,3 процента.

При этом в прошлом месяце белорусы купили валюты на 237 миллионов долларов больше, чем продали. С одной стороны, это хорошо — значит, у людей есть деньги не только на текущие расходы, но и на то, чтобы отложить «про запас». С другой — где эти излишки хранятся, если темп роста депозитов как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях невелик? Ответ напрашивается сам собой — в «чулках», «кубышках» и «под матрасами» у граждан.

То, что деньги должны «работать», знают, пожалуй, сегодня все. Благодаря вкладам банки имеют возможность выдавать кредиты и гражданам, и предприятиям. Например, сельхозорганизациям на проведение модернизации, закупку нового оборудования, строительство молочно-товарных ферм. Да и сами вкладчики получают от этого выгоду — проценты. И сегодня они весьма заманчивые.

Конечно, многие белорусы пользуются возможностью заработать на вкладах. Однако нам, как и соседним России, Украине и другим постсоветским странам, в этом отношении далеко до США и Западной Европы, где у граждан часто вообще нет никакой наличности — одни только банковские карты. По данным Нацстата, в прошлом году в Беларуси лишь 46,7 процента семей имели сбережения в банках (для сравнения, в России — порядка 60 процентов).

Корни этого, думаю, кроются в недалеком нашем прошлом, когда сбережения часто обесценивались, временами — с катастрофической быстротой. Вот и сложилось у людей представление, что деньги нужно либо тратить, либо вкладывать в недвижимость, технику и прочее, либо просто собирать «на черный день», складывая их дома.

Хотя, если разобраться, то покупка техники и мебели впрок не несет особой выгоды. Знаю людей, у кого на дачах пылятся в коробках никому ненужные телевизоры, «видики» и магнитофоны, купленные еще в лихие девяностые только для того, чтобы «вложить» деньги. Благодаря научно-техническому прогрессу вся эта техника очень быстро устарела, ей на смену пришли современные гаджеты, и то же самое происходит с современными новинками.

Что касается денег в «кубышке», то и они приносят одни убытки. Ведь они имеют свойство обесцениваться, даже валюта. Вспомните, сколько можно было купить на 10 долларов еще 15 лет назад. А сегодня? При этом банковская сфера устроена так, что чем дольше оборачиваемость денег, тем быстрее они теряют покупательскую способность. И, наоборот, чем быстрее деньги «крутятся», тем медленнее идет процесс инфляции. Таким образом, припрятывая деньги «в чулок», мы сами запускаем инфляционные процессы.

По подсчетам специалистов, еще два года назад в заначках у белорусов было порядка 12 миллиардов долларов. Но даже если бы сумма оказалась в два раза меньшей, можно представить, сколько пользы эти деньги могли принести, «работая» в банке, и их владельцам, и государству. Новые больницы, социальные учреждения, заводы… Деньги, как известно, делают деньги. А если нет — то это уже бездарно упущенные возможности…

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter