Как выгодно взять деньги на «прокачку» бизнеса?

Деньги в банках на малый бизнес есть

Где взять деньги на открытие и развитие своего дела? Ответ на этот вопрос каждый предприниматель ищет самостоятельно. Одни рассчитывают на собственные сбережения, субсидию или помощь состоятельного родственника, но большинство все же идет в банк за кредитом. Именно этот финансовый инструмент становится все более востребованным у субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит динамика выдачи кредитов. К примеру, в январе 2019-го МСП взяли в долг около 2242 миллионов рублей. Это на четверть больше, чем в аналогичный период 2018-го. За каким предпринимателем-заемщиком охотятся банки? За счет чего смягчаются условия кредитования? Как выгодно взять деньги для своего бизнеса?

Эти темы в конференц-зале «СГ» обсуждали гендиректор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Петр Арушаньянц, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ, начальник управления малого и среднего бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Дмитрий ПРИМАК, начальник отдела организации финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Юлия КАВЕЦКАЯ, начальник кредитного отдела Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Иван ШИРОКОВ.

Петр Арушаньянц. Виктор МАРГЕЛОВ. Дмитрий ПРИМАК. Юлия КАВЕЦКАЯ. Иван ШИРОКОВ. 
«СГ»: — Несколько недель назад в Беларуси был создан гарантийный фонд поддержки предпринимательства, который предоставит поручительство субъектам малого бизнеса по кредитам банков. Внедрения нового финансового инструмента мы ждали больше 10 лет. Когда он заработает в полную силу, какую пользу принесет предпринимателям?

П. АРУШАНЬЯНЦ: — Аналогичный проект хотели запустить еще в конце 90-х, в «нулевых». Но получилось сделать это только в нынешнем году.

В мире существует более двух с половиной тысяч гарантийных фондов, у каждого своя модель. Мы тщательно изучили опыт разных стран, в том числе России, Казахстана, Польши, Германии, прежде чем выработали свой вариант, в котором учтена специфика нашей экономики. Эта модель уже получила хорошую оценку не только белорусских экспертов, но и международного сообщества.

В марте были приняты окончательные решения по утверждению локальных нормативно-правовых актов. Мы подписали соглашения с банками, через которые будет реализовываться механизм. На первом этапе будем работать с ОАО «Белагропромбанк», ЗАО «Банк ВТБ», ОАО «Банк Дабрабыт». Фонд готов сотрудничать со всеми, кто соответствует определенным критериям. Это не только достаточность капитала банка, но также открытость и понятность процессов принятия решений.

Фонд — финансовый инструмент с высокими рисками, поэтому все нужно было очень скрупулезно просчитать. В итоге пришли к следующей схеме. Поручительством будет покрываться до 60 процентов задолженности по кредитному договору либо контрактной стоимости по договору лизинга. Исходя из экономических показателей фонда, в течение года возможно предоставление гарантий на сумму до 12 миллионов рублей. Механизм запущен. Ожидаем, что уже в этом месяце будут «первые ласточки».

Нужно выстраивать комплексные системы взаимодействия, которые бы позволяли успешно развиваться особенно мелким предпринимателям. То есть вести речь нужно не столько о том, где взять деньги на бизнес, а сколько о том, как создавать среду, в которой все представители МСП не погибли бы.

Д. ПРИМАК: — Мы уже приступили к проработке пилотных сделок в рамках соглашения с гарантийным фондом. Опыта взаимодействия в формате, который предполагает взаимодействие трех сторон (клиент — фонд — банк), у нас пока нет. Однако готовы активно сотрудничать, чтобы совместно отработать бизнес-процесс.

Мы — региональный банк, 75 процентов наших клиентов находятся как раз в регионах, вдали от Минска. Поэтому для нас принципиально важно, чтобы данный процесс был достаточно быстрым и простым для кредитополучателя.

Клиенты в сегменте малого и среднего бизнеса, как правило, активно пользуются кредитной поддержкой. Но зачастую они сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного обеспечения, которое необходимо для получения кредита. Это в свою очередь влияет в том числе и на объем финансирования, и на уровень процентной ставки. Логика проста: чем лучше качество обеспечения у клиента, тем меньше риски у банка и процент по кредиту.

«СГ»: — Это обстоятельство, ясное дело, на руку банку. О каких процентах идет речь?

Д. ПРИМАК: — Ставки в каждом банке свои. Однако средние по рынку (по данным на начало года) были на уровне 11 процентов годовых по вновь выданным кредитам. Это достаточно адекватно для финансирования бизнеса.

Сегмент заемщиков из числа МСП банку особенно интересен: по статистике, кредитный портфель, сформированный его субъектами, имеет очень низкий уровень просрочки. Всего 1,7 процента — это хороший показатель. И банки, которые ищут надежных заемщиков, неспроста смотрят в сторону предпринимателей. Они активно конкурируют между собой в этом сегменте клиентов.

pixabay.com

Ю. КАВЕЦКАЯ: — Коллега говорит о проблеме обеспечения кредита. Банк развития уже пять лет реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. За это время было поддержано около трех тысяч проектов, общий объем заключенных кредитных и договоров лизинга — более 400 миллионов рублей. Мы работаем через банки-партнеры, а наши клиенты — индивидуальные предприниматели, микробизнес, малые предприятия. Не раз доводилось слышать, мол, процентные ставки хороши, но где взять обеспечение под кредит? И много есть интересных идей, которые из-за распространенной причины так и остались пока на бумаге. А нужно, чтобы именно сейчас в Беларуси создавались, развивались новые бизнесы, росли и масштабировались уже действующие.

В. МАРГЕЛОВ: — Позвольте, но решит ли новый финансовый инструмент проблему развития МСП в целом? Давайте подумаем. Гарантийный фонд — замечательная вещь, особенно для начинающих предпринимателей. Очевидно иное: денег хватает, некому давать. У банков избыточная ликвидность — коллеги не дадут соврать. Зато бизнес к займам относится по-разному. Кто-то рассчитывает на кровно заработанные, и их хватает для развития, а кто-то просто не хочет работать с банками, осторожничает.

«СГ»: — Виктор Егорович, статистика говорит об обратном. Кредитный портфель становится все более увесистым. К примеру, по итогам января 2019-го МСП взяли у банков взаймы порядка 9876 миллионов рублей. Это на 19 процентов больше, чем в январе 2018-го.

В. МАРГЕЛОВ: — Понимаете, банкиры верно подмечают: малое предпринимательство для них — это риски. Сегодня есть выручка, завтра — нет. Как тогда платить по кредиту? Поэтому нужно все очень хорошо просчитать, а у малых предприятий нет зачастую ни денег, ни компетенций на то, чтобы сделать консалтинг, глубоко заниматься маркетингом. В этих вопросах, мы считаем, нужно расширять сотрудничество с банками. И просили бы тот же Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, Банк развития и иных их коллег не останавливаться только лишь на горизонтальных связях, например, «малое предприятие — большой банк». Нужно выстраивать комплексные системы взаимодействия, которые бы позволяли успешно развиваться особенно мелким предпринимателям. То есть вести речь нужно не столько о том, где взять деньги на бизнес, сколько о том, как создавать среду, в которой все представители МСП не погибли бы. Наоборот — выросли.
Многие выстраивают свой бизнес не по принципу, как произвести с партнером что-то совместно и заработать, а стараются выгадать именно за его счет.
Д. ПРИМАК: — Мы согласны: важно сформировать своеобразную экосистему, которая будет преследовать общие интересы. Особенно нужна поддержка начинающему бизнесу: ему приходится сталкиваться с трудностями как на этапе становления, так и при прохождении всех ступенек роста. Наладить производство достаточно просто: купил оборудование, начал работать. Но рынок диктует свои условия, чтобы быть успешным, нужно чтобы твоя продукция была конкурентоспособной...

Когда банк оценивает возможность выдачи кредита, он оценивает как раз глубину и жизнеспособность бизнес-плана, обращает внимание на то, что должно быть доработано. Мы готовы вовлекаться в этот процесс: хотим помогать предпринимателям там, где у них недостаточно знаний и компетенций. В качестве своего вклада в формирование экосистемы в банке определено целое стратегическое направление — «Центры притяжения». Конечная цель данного проекта — сформировать экосистему, в которой будут созданы комфортные условия для начинающего бизнеса, развития инновационных производств и технологий в сегменте МСП. Это, по сути, технология реализации предпринимательской инициативы в действии. В «Центрах притяжения» молодые предприниматели и те, кто уже имеет опыт в бизнесе, смогут пройти интенсивную программу подготовки и «прокачать» свой бизнес. В регионах акцент будет сделан на развитие сообщества предпринимателей, чтобы генерировать бизнес как в традиционных сферах, так и в инновационных направлениях. Культивировать все эти вещи крайне необходимо, чтобы предпринимательская инициатива начинала оживать именно в глубинке.

И. ШИРОКОВ: — Нужно думать, как растить предпринимателей. Их финансирование — это финишный этап, архиважно их обучение, приспособление к реальным условиям. Возможно, нужно создавать структуры, которые будут помогать новичкам продавать продукт, чего многие, увы, не умеют делать. К примеру, не каждый белорусский производитель сможет конкурировать с поставщиками импортного товара в торговых сетях. Магазин, кажется, и готов поддержать отечественного производителя со своей продукцией, но если заграничный аналог в более красивой упаковке, да еще и дешевле, ему, скорее всего, и отдадут предпочтение.

Важно грамотно положить на бумагу свою идею, выстроить бизнес-процесс, а потом уже думать, где взять деньги или как получить кредит. Да и без технико-экономического обоснования (бизнес-плана) в том или ином виде никто априори не будет рассматривать вопрос о финансировании.

Д. ПРИМАК: — Присутствует стереотипность мышления, мол, кредит взять сложно, банкиры выкручивают руки... Поймите, банк дает возможность зрело посмотреть на бизнес-модель, которую пытается реализовать предприниматель, и указать на ее слабые места. Если идея проработана и учитывает все нюансы, несомненно, кредит будет предоставлен. Тем более сейчас условия для финансирования бизнеса как никогда выгодные. Белагропромбанк, например, сейчас имеет в линейке кредитные продукты для МСП по ставкам в валюте на уровне 3 процентов годовых, в белорусских рублях — 8 процентов соответственно.

uskova@sb.by

(Окончание в следующем номере.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter