Без кошелька, но со смартфоном. Что сулит безналичное будущее?

Деньги уходят в цифру

Через несколько десятков лет продавцам кошельков может прийтись несладко — безналичные платежи все активнее вытесняют привычные бумажные деньги. Речь идет даже не о банковских карточках. Оплачивать покупки теперь можно с помощью смартфона. И этой возможностью пользуются: к примеру, в Китае количество бесконтактных мобильных платежей за прошлый год выросло на 30% по сравнению с 2015-м. Корреспондент “НГ” опробовала технологию. Что из этого вышло и чего ждать от безналичного будущего?

yjututyutyuty.jpg


Кошелек остался дома. С собой — смартфон и, на всякий случай, 10 рублей налички. Но такому смелому выходу сопутствовала подготовка. Объектом эксперимента стала программа, которую недавно выпустил один из наших банков. Говорить, что она доступна для всех, пока не приходится: во-первых, нужна определенная карточка, во-вторых — смартфон с операционной системой Android, который поддерживает протокол NFC — беспроводную связь ближнего радиуса действия. Чтобы обзавестись всеми “ингредиентами”, понадобилось несколько дней: заказать карточку, а смартфон с нужными характеристиками одолжить у друга. Стоило ли оно того?

По дороге на работу захожу за кофе в небольшую торговую точку. Прежде чем делать заказ, интересуюсь: можно ли провести бесконтактный платеж? В ответ:

— Давайте свою карточку. Бесконтактная тоже подойдет. Проведем чипом.

Объясняю: пластика нет, только телефон. Осознав, что клиент потерян, бариста раздражается:

— И где вы будете так платить? Таких терминалов раз-два и обчелся.

Однако сдаваться я не намерена. Иду в кассы метрополитена за проездным. 10 поездок — 5,49 рубля. Прошу провести бесконтактный платеж.

— Прикладывайте карточку.

Вместо этого подношу к терминалу смартфон. Через секунду на экране появляется сумма оплаты и подпись “Оплата завершена”. Все! Никаких лишних движений. Даже ПИН-код вводить не надо — сумма менее 20 рублей. Ощущение, будто оказался в далеком будущем — возможно, так чувствовали себя мои бабушки и дедушки, когда впервые увидели телевизор. Магия, да и только.

Дальше мобильные платежи происходили с переменным успехом. Например, рейд по нескольким аптекам в центре города в конечном итоге вынудил воспользоваться запасом налички, зато покупка в магазине одежды прошла как по маслу: одно движение руки — и готово...

Вывод — расплатиться телефоном у нас даже в Минске можно не везде. Однако если нам пока рано выбрасывать “пластик”, то в некоторых странах, стоящих на передовой безнала, со смартфона рассчитывается уже половина населения. Яркий пример — Швеция. Огромной популярностью пользуется мобильное приложение Swish, которое служит для быстрого перевода денег между пользователями и работает с крупнейшими банками страны. Только представьте:  нередко в шведских банках и магазинах можно увидеть табличку “Извините, наличные не принимаем”. Доля безналичных платежей в потребительских расчетах здесь превышает 90%.

У нас показатель пока скромнее — 34% по состоянию на 1 апреля. Тем не менее цифра впечатляет: еще 10 лет назад это было 1,1%. Начальник управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Ольга Антонович рассказала:

— У нас системы расчетов с использованием карточек стали внедряться на 30—40 лет  позже, чем в развитых государствах Европы. Там этот процесс происходил эволюционным путем. В свою очередь нашей стране, как и другим государствам постсоветского пространства, пришлось применять дополнительные меры, в том числе и административного воздействия. Сегодня  по показателям развития рынка карточек мы находимся примерно на одном уровне с Польшей, странами Балтии, Российской Федерацией.

Приложения, благодаря которым смартфон можно использовать вместо карточки, сегодня у нас предлагают два банка. Правда, расплатиться таким способом можно пока не везде: только около 23% терминалов могут принимать бесконтактные платежи. Хорошая новость в том, что вскоре ситуация изменится: уже с нынешнего года все устанавливаемые торговые терминалы должны быть оборудованы ридерами для чтения бесконтактных карт

Плюсы неосязаемых денег очевидны — они удобнее, быстрее и экономичнее бумажных и металлических. В странах, где доля безнала близится к 100%, уже рассуждают и о завораживающих перспективах, которые станут возможны с полным избавлением от купюр и монет. У граждан и банков появится больше стимулов для инвестиций, а значит, в экономику хлынет поток финансов. Экономист Игорь Березняцкий говорит:

— Однако нужно понимать, что пока это красивая теория. Сегодня задача — как заинтересовать людей достать “матрасные” накопления.

К полному переходу на безнал пока не пришло ни одно государство — и на то есть объективные причины. У нас, где на каждого жителя страны приходится по 2—3 карточки, по-прежнему есть те, кто, получив зарплату, сразу ее обналичивает. Ольга Антонович поясняет:

— Наши граждане, родившиеся  в  1970-х и позже, охотнее переходят на безнал. Пожилые люди, наоборот, предпочитают пользоваться более привычным для себя вариантом. Кроме того, исторический опыт показывает, что существует чувство надежности и безопасности, внушаемое наличностью, с которой пока не могут достойно конкурировать безналичные деньги. В нашей стране  у граждан есть выбор: они вправе производить оплату так, как им удобнее — купюрами и монетами, карточкой или через системы дистанционного банковского обслуживания. Они защищены как потребители финансовых и банковских услуг.

Говоря о защите, нельзя забывать и еще об одном немаловажном нюансе — безопасности. Повышение финансовой грамотности принесло свои плоды: люди научились не хранить ПИН-код в кошельке и не передавать карточку кому-либо. Но по мере того как банковские услуги перебираются в компьютеры и смартфоны, появляются новые угрозы.  Теперь важна не только финансовая, но и компьютерная грамотность. Заведующий кафедрой защиты информации БГУИР Тимофей Борботько объясняет:

— За последний год количество вредоносных программ, направленных на осуществление платежей с использованием смартфонов, выросло в разы. Для злоумышленников это лакомый кусок. Подходы у них стандартные. Программу-шпион, которая собирает необходимую преступникам информацию, пользователь самостоятельно загружает в телефон — конечно, не зная об этом. Причем речь не идет о неких “пикантных” ресурсах или социальной инженерии. Это может быть, допустим, некая игра, скачанная с официального магазина приложений. Обычному пользователю распознать вредоносную программу в таком случае практически невозможно: не поможет даже критерий цены, вирус может быть и в платном приложении. Риск стать жертвой киберпреступников есть всегда. Поэтому следует как минимум установить на смартфоне антивирус и регулярно его обновлять.

Стоя в очереди в гипермаркете, размышляю о том, как все же удивительна история денег. Люди начинали с бартера, позже рассчитывались шкурками животных и ракушками, а теперь пришли к тому, что обмениваются всего-навсего неким набором данных. Переход к расчетам через смартфон все четче это демонстрирует, и перспектива вживлять “денежный” чип в ладонь уже не кажется столь фантастической. Однако цифровое будущее требует подготовки, иначе, помимо приятных бонусов, оно принесет и новые вызовы.
Кассир пробивает последний товар.

Я прошу провести бесконтактный платеж и подношу телефон к терминалу. Завидев смартфон, продавщица настораживается:

— Ох, не уверена, что пройдет. Бесконтактные карточки принимаем, а вот со смартфона...

Впрочем, договорить она не успела, послышался звук печатающегося чека.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter