Кто, как и для чего убирает опавшую листву

Деньги под ковром из желтых листьев

Листопад. Золотая осень. Множество раз воспетая классиками красота, которой мы любуемся лишь раз в году. Любуемся, увы, недолго. Опавшая листва быстро жухнет. Гонимая ветром по тротуарам и дворам почерневшая листва уже не радует глаз. Гниет под окнами городских домов. Размокшая на асфальте масса увеличивает тормозной путь автомобилей. В мегаполисе пышное природы увяданье становится проблемой, причем с явным экономическим подтекстом: огромные кучи фактически мусора нужно убирать и утилизировать. На это нужны серьезные средства. Можно разориться или... заработать.



Представьте: в ходе лишь четырех конкурсных процедур только в одном из районов Минска удалось сэкономить 270 тысяч, или, для большей наглядности, 2,7 миллиарда «старых» рублей. Столь  немалые деньги были предусмотрены бюджетом на уборку городских территорий. Если умножить эти цифры на количество районов в городе и стране, можно представить, о каких колоссальных деньгах идет речь. 

Впрочем, ответ на вопрос, убирать листву или оставлять, звучит неоднозначно. Два года назад председатель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Мингорисполкома публично заявлял: в парках и скверах города опавшую листву убирать больше не будут. Уборка, дескать, нарушает естественный круговорот веществ, лишает почву перегноя, который образуют опавшие листья. Тогда же, кстати, сообщалось: московские власти нещадно штрафуют дворников–гастарбайтеров, которые нередко дерутся за право очищать газоны от листвы. Какой же взгляд на проблему возобладал сейчас?

«Под опавшей листвой, говоря фигурально, находят стол и кров всевозможные болезни и вредители, — сказал корреспонденту «СБ» начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Николай Свидинский. — В листьях накапливаются химические соединения, которые в городской черте образуются из промышленных выбросов и автомобильных выхлопов. Общеизвестно, что деревья в городах болеют чаще и более серьезно, чем в малых населенных пунктах. Если листья не убирать, мы будем загрязнять почву и еще больше усугубим ситуацию».

Это мнение дополняет Тамара Романенко, заместитель директора по благоустройству КУП «ЖРЭО Первомайского района»: «С одной стороны, я желала бы сохранения лиственного покрова. На дворовых территориях немало деревьев с оголенными корнями, которые со временем обнажаются от ливней и регулярной уборки. Ради здоровья этих деревьев желательно сохранять листву как плодородный слой. С другой стороны, загнивающая листва — потенциальный источник инфекций. А в городских дворах играют дети... Как говорится, не дай бог».



Есть и чисто практическое соображение. Допустим, рассуждает собеседница, сейчас не убрали листву вблизи городских улиц. Завтра ветер сдует ее на проезжую часть, а послезавтра выпадет снег... Тогда претензии могут предъявить работники «Горремавтодора», которым этот снег предстоит убирать. По их нормативам снег должен быть чистым, без лиственных примесей.

Иначе говоря, из соображений эстетических, гигиенических и технологических листву убирать все же нужно, необходимо. Кто же этим занимается?

Геннадий и Владимир, дворники ЖЭУ–45 Первомайского района Минска, сгребают листья целый день, на следующий — грузят их на трактор. Они отвечают за чистоту территории вблизи 12 многоэтажных жилых домов по улице Славинского, недалеко от Военной академии. Сетуют на большой объем работы и нехватку подмоги. Работают исключительно вручную, граблями.

Через улицу — территория Севастопольского парка. Здесь трудятся десять человек из бригады Сергея Ананича. В основном метлами и граблями, но есть воздуходуйный агрегат, который позволяет эффективнее сметать листья в кучи. Эта бригада из другой коммунальной епархии — районного предприятия «Зеленстрой». Зона ответственности у нее намного шире: улицы Кедышко, Кнорина, Волгоградская, одна сторона бульвара Толбухина. Больше всего работы — на огромной территории Севастопольского парка. Листву надо смести в кучи, потом погрузить на тракторную тележку. Все вручную. Один работник (нет, не дворник — землеустроитель) сгребает листву на полиэтиленовую подстилку, двое подают на трактор, двое вверху принимают. Начали уборку в августе, окончание зависит от погоды. Если ударит мороз, листва опадет быстрее. Если рано ляжет снег — убирать придется весной. Скорее всего, работы продолжатся и в ноябре.

И сколько же, спрашиваю, тракторных тележек вы загружаете за сезон? Десятки? Сергей усмехается: сотни! При этом бригада убирает лишь прилегающую к городским улицам территорию, пару десятков метров зеленой зоны. В глубине Севастопольского парка листва остается в качестве природного удобрения — как того требуют экологи и защитники природы. Вполне разумный компромисс.



У Сергея тоже есть претензии. Прежде, говорит, его люди убирали только зеленые зоны, парки, скверы. Теперь же им добавили еще и придомовые территории, за которые раньше отвечали ЖЭСы. Работы стало больше, чего не скажешь о зарплате.

Тамара Романенко подтверждает: порядок уборки территории год назад перераспределила районная администрация. За уборку улиц и тротуаров вдоль них отвечает «Горремавтодор», который располагает техникой, может работать в две–три смены и даже ночью. Зону от улиц и до отмостков жилых домов очищает «Зеленстрой», дворовые территории — ЖЭСы. Теперь и жителям, и руководителям, которые регулярно объезжают свои территории, сразу видно, кто и как справляется с уборкой.

Недоплачивают работникам «Зеленстроя»? Территории, дескать, перераспределили в декабре прошлого года, а финансирование работ рассчитывали раньше, в октябре. Тамара Романенко напоминает: «Система ЖКХ реформируется, многое меняется на ходу. Уборка организуется на тендерной основе. В нашем районе этим заняты ЖЭСы, «Ремавтодор» и «Зеленстрой, а в некоторых районах города тендеры уже выигрывают частные компании. Значит, это становится выгодно».

Информацию подтвердили, например, в администрации Партизанского района Минска. Заместитель директора КУП ЖКХ Геннадий Бакунович: «У нас состоялось несколько тендеров. В каждом участвовали по 4 — 5 претендентов, включая традиционные «Зеленстрой», ЖРЭО, «Ремавтодор». В одном из них привычных подрядчиков обошла частная фирма. При этом в ходе торгов удалось сэкономить 50 процентов выделенных на работы бюджетных средств».

В ходе четырех конкурсных процедур и удалось сэкономить названные в начале статьи суммы: 270 тысяч рублей. Они были направлены на ремонт тротуаров, обновление детских площадок и в целом на благоустройство городских дворов. Их не пришлось изыскивать в ущерб другим статьям районного бюджета. Оказалось, что вышедшие на коммунальный рынок новые игроки готовы делать работу привычных нам предприятий за меньшие деньги. 

Конечно, велик соблазн перемножить сэкономленные суммы и экстраполировать на масштабы всей страны. Но не будем спешить с восторгами.  Уборка городских территорий вообще и листвы в частности — лишь малый сегмент обширного коммунального хозяйства, которое реформируется на наших глазах. Будем наблюдать и пристрастно анализировать этот процесс. 

...Увядшая листва заканчивает свой биологический цикл на одном из городских полигонов, «Северном» или «Тростенецком». Заканчивает в соответствии с классификатором как «растительные отходы». Въезжая на полигон, водители грузовиков прикладывают к пульту чип, сгружают содержимое кузовов, которое потом утрамбовывают бульдозеры. Чистая технология и экономика, без всяких сантиментов.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 193 (25075). Пятница, 7 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter