Деньги — от ума

В Брестском государственном техническом университете молодых людей уже с первых дней учат, как обеспечить себе достойное существование в финансовом смысле не только на пять студенческих лет, но и далее по жизни. Здесь учат учиться.
БГТУ — кузница кадров для различных сфер народного хозяйства: строительного комплекса и машиностроения, водохозяйственного строительства, электронного направления и экономического. И хотя вуз региональный, но в традиционной своей специализации — строительной — соперничает по уровню подготовки с ведущим в стране профильным — БНТУ. А местный совет по защите кандидатских диссертаций готовит кандидатов наук для всей республики.
Делегированный коллективом на Третье Всебелорусское народное собрание ректор университета Петр Пойта не без гордости отмечает и то, что на сегодняшний день количество заявок на выпускников практически на 60 процентов превышает предложение. Это касается, по крайней мере, строительства и машиностроения. Специалист востребован — значит, подготовка на хорошем уровне. К тому же многие студенты не просто усердно обучаются специальности, но и активно работают в области науки. Вот и минувший год выдался удачным в этом плане: научная работа воспитанника факультета электронно-информационных систем Дмитрия Ильяшевича удостоена диплома Национальной академии наук Беларуси, а его коллега со строительного факультета Виктор Петринич стал лауреатом республиканского конкурса по секции строительство и архитектура. Вместе с высоким признанием труда ребята получили и солидную прибавку к стипендии.
А в минувшую среду губернатор Брестчины Константин Сумар вручил пятерым юным “технарям” дипломы лауреатов премии специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи и стипендиатов облисполкома. Причем прибыл Константин Андреевич в студенческо-преподавательскую среду не только с этой приятной миссией, но и, главным образом, поговорить, что называется, за жизнь. Отметив, что ему импонирует свойственный аудитории БГТУ прагматичный подход к жизненно важным вопросам. Два часа длился диалог о тех этапах, которые прошла Беларусь за годы своего становления, об обустройстве нашего государства, региона, города, университета...
За последнее десятилетие университетская семья выросла с 3,3 до 8,8 тысячи студентов. Выросло и качество образования: уже не 23 “красных” диплома выдано, а 147. Стимул для совершенствования знаний — дополнительные стипендии, от президентской до совета вуза, привлечение самых светлых голов к выполнению проектных работ по запросам различных предприятий. Небесплатно, разумеется. Да и навыки получают ребята.
— Я сейчас подписываю заявки на специалистов, которые приходят нам от строительных организаций, — продолжает Петр Пойта. — В некоторых значится и такая зарплата молодого специалиста — 400—500, а то и 800 тысяч рублей. И там, разумеется, хотят видеть лучших выпускников. Есть к чему стремиться!
Но это — мотивация для людей с активной жизненной позицией. Существует, увы, и другая категория, в отношении которой имеются вопросы. Есть, впрочем, и предложения. Приведу такой пример. Один студент учится на бюджетном отделении, другой — на платном. Бюджетник с двойки на тройку перебивается, но как-то держится в вузе, а платник учится отлично. Старательного платника можно перевести на бюджет только в том случае, если там освободится место. А почему бы, скажем, не поменять их местами: отличника перевести на бюджетное отделение, а двоечника — на платное?!
Говоря о качестве образования, ректор приводит и такие цифры: за десятилетие почти втрое увеличилось количество преподавателей — докторов наук. Кандидатов наук, увы, появились только единицы. Речь — о престижности. Аспирант сегодня получает 400 тысяч рублей стипендии, а придет по окончании, скажем, ассистентом на кафедру, его заработок будет чуть ли не на сотню меньше. Некоторый дисбаланс здесь присутствует.
Для устранения его в университете, правда, и сами стараются находить резервы и строить систему, которая стимулировала бы труд посредством достойной его оплаты. (К слову, средняя зарплата в вузе за 2005 год — на уровне 600 тысяч.) Кроме основной деятельности, педагоги работают с производственниками в университетском же институте повышения квалификации, иные могут заработать и в созданном недавно центре подготовки водителей. Наконец, неплохую прибавку приносит и научно-исследовательская работа, что называется, на заказ: за минувший год таких исследований преподаватели выполнили на 1,8 млрд. рублей.
— Один из основных вопросов, которые волнуют сегодня высшую школу республики, — вопрос о нашем статусе, — говорит Петр Пойта. — Сейчас мы — учреждение образования. И не попадаем в число научных организаций. А раз так, то возникает вопрос: что же дальше ждет вузовскую науку? Это очень актуальная проблема и для региональных вузов, где такая работа ведется достаточно активно. Но если мы не будем иметь статус научного подразделения, то лишимся возможности зарабатывать, не будет соответствующей поддержки для профессорско-преподавательского состава. А ведь Программой социально-экономического развития нашей страны на новое пятилетие намечен инновационный путь развития Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter