Источник: Знамя юности
Знамя юности

С чего начать и кто поможет? Все о развитии молодежного предпринимательства

Деньги нужно вкладывать в образование, а не в сахарную вату

Несмотря на хорошую работу, дружный коллектив и уютный офис, многие из нас время от времени задумываются: а не заняться ли бизнесом? Но смелая мысль улетучивается, когда возникают вопросы – с чего начать? куда идти с идеями и где найти начальный капитал? Ответы на них знают специалисты, которых «Знаменка» пригласила в редакцию.



За круглым столом собрались заместитель директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Геннадий Германович, старший научный сотрудник Института экономики Нацио­нальной академии наук Николай Скуратович, директор Минского городского технопарка Владимир Давидович, доцент Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук Ирина Мальгина и генеральный директор инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО», председатель Совета по развитию предпринимательства Минской области Сергей Найдович.

Кто в наем, а кто – на хакатон

«ЗН»: Давайте начнем с цифр. Много ли молодых белорусов решаются открыть свое дело?

Геннадий Германович

Геннадий Германович:
В нашей стране отдельной статистики по молодежному предпринимательству не ведется. Но есть любопытные цифры – удельный вес молодежи в общей численности работников по видам экономической деятельности. В сфере гостиниц и ресторанов – 39 процентов,  финансов –  35,3 процента, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 36 процентов. Это и наемные работники, и владельцы бизнесов.

Николай Скуратович: Стремительно развивается и еще одна отрасль, где возраст сотрудников едва достигает 30 лет, – это IT. Если вы побываете на хакатонах, которые набирают все большую популярность, то увидите, что в основном на них приходит молодежь.

Владимир Давидович: Это вполне объяснимо. Молодые люди всегда что-то ищут, пробуют себя в разных сферах. Сейчас столько возможностей! Можно устроиться в крупную инновационную фирму и со временем занять руководящую должность. А можно зарегистрировать свое предприятие.

Геннадий Германович: К сожалению, по статистике, только пять процентов начинающих бизнесов становятся успешными.

Уроки для бизнесменов

Сергей Найдович: В регионах есть много сфер, куда начинающий предприниматель может вложить силы, время и средства. Молодые люди открывают гостиницы, придорожные кафе, но больше всего, конечно же, самозанятых – парикмахеров, репетиторов, переводчиков, всех тех, кто трудится без регистрации ИП. Новое законодательство значительно сократило путь от задумки до создания своего дела. Правда, остаются вопросы профориентации. Чтобы помочь школьникам понять, чем бы им хотелось заниматься, в 2005 году мы запустили программу по основам предпринимательской деятельности. Даем ребятам знания по маркетингу, учим составлять бизнес-планы, готовим их психологически. Наш опыт уже перенимают коллеги из Витебской, Гродненской, Гомельской областей.

«ЗН»: Возможно, кто-то из школьников заинтересовался вашим курсом…

Сергей Найдович: Книги можно найти в любой школьной библиотеке, а также скачать электронный вариант на сайте нашего инкубатора mapzao.by. Мы не раз наблюдали, как ученики, пройдя курс обучения предпринимательской деятельности, стремились применить знания на практике, – в Минской области открыто более 170 школьных бизнес-компаний. На уроках труда, на занятиях в кружках подростки создают товар, который затем продают. Успешный опыт решили применить в колледжах и лицеях, где стали открываться ученические бизнес-компании. Сейчас разрабатываем пакет документов о создании учебных бизнес-компаний. Эти площадки должны стать полигонами для обучения предпринимательской деятельности не только при школах и колледжах, но и внешкольных учреждениях, а в дальнейшем и службах занятости. В этом вопросе нас поддержало Министерство экономики, интересуются проектом в России, Германии, Польше.

Ирина Мальгина: В вузах тоже стараются развивать предпринимательскую инициативу. Несколько высших учебных заведений, в том числе региональных, реализуют у себя модель «Университет 3.0», при которой вуз становится не только образовательной и научной площадкой, но и коммерческой. Выпускники должны покидать альма-матер с определенными идеями по созданию своего бизнеса, а возможно, уже и руководителями компаний. Именно в вузе нужно учить молодых людей руководить, быть лидером, выстраивать профессиональную сеть, управлять инновациями внутри фирмы. Но главное, коммерциализировать свои идеи. Хорошо, чтобы у студентов была возможность участвовать в экспериментальных проектах.
Ирина Мальгина

Научат и поддержат

«ЗН»: Если молодой человек решил открыть свое дело, с чего начать? Где ему помогут?

Владимир Давидович: У нас сформирована система так называемого социального лифта. Пока человек не зарегистрировал ИП или юрлицо, он имеет возможность воспользоваться услугами центров поддержки предпринимательства – таких в стране больше сотни. Там новичок пройдет экспресс-курсы, где узнает, как зарегистрировать бизнес и какие шаги нужно сделать, чтобы его начать. Дальнейший путь лежит в бизнес-инкубатор (их по стране 25). Для зарождающегося предприятия там созданы более мягкие условия по аренде, налоговым вычетам. Следующий шаг для небольших компаний – технопарки. Их более десяти, они созданы во всех регионах. Технопарк позволяет предприятию работать с некоторыми послаблениями. И в бизнес-инкубаторе, и в технопарке пребывание временное. Окрепнув, предприятие должно их покинуть. Возможно, чтобы стать резидентом, к примеру, индустриального парка «Великий камень», где также сохраняются льготные условия для ведения бизнеса, правда, при гарантиях инвестиционных вложений. На начальных этапах неплохо привлекать в стартапы бизнес-ангелов, которые бы оказывали не только финансовую, но и менторскую поддержку. С ней у предприятия есть шанс преодолеть «долину смерти», в которой гибнет большая доля всех начинаний. Дальше в теории к финансированию проектов должны подключаться венчурные фонды, другие бизнес-ангелы, которые могут передавать проект друг другу, появляется возможность банковского инвестирования.

«ЗН»: Владимир Александрович, сколько у вас резидентов?

Владимир Давидович: Минский городской технопарк не самый большой по количеству резидентов, сейчас их 31, тогда как, например, у брестских коллег – 63. Но нужно понимать нашу специфику: мы работаем с индустриальными компаниями, которые занимаются производством, а для этого нужны соответствующие помещения и условия. Это не офис, где поставил компьютер, стол, стул, и все готово. В эксплуатации у нас примерно 15 тысяч квадратных метров, но совместно с Мингорисполкомом создаем дополнительные площади и надеемся, что в ближайшие месяцы добавится 10 тысяч квадратов, а к концу следующего года – еще 15 тысяч. Спрос на них есть, сейчас у нас восемь заявок на вступление в резиденты технопарка, в декабре состоится очередной экспертный совет, который решит их судьбу: кого-то примем, а кому-то придется и отказать. Обычно отсеивается 50 процентов заявок.
Владимир Давидович


«ЗН»: Какие условия нужно соблюсти, чтобы стать резидентом?

Владимир Давидович: Пройти экспертный совет, который состоит из представителей ведущих вузов, Национальной академии наук и учредителей – БГУ, Белорусского инновационного фонда и Мингорисполкома. Кандидаты предоставляют презентацию своего продукта и бизнес-проект развития компании на ближайшие три года, а эксперты решают, заключать ли с ними договор аренды. Некоторые резиденты проводят в инкубаторе больше пяти лет, кто-то меньше, если в течение длительного времени нет результата. Мы оцениваем его ежеквартально примерно по 30 показателям (объем продукции, размер уплаченных налогов, количество созданных и модернизированных рабочих мест, патентов, доля экспорта и т. д.), которые позволяют определить, насколько эффективно работает предприятие.

Заглядывая в будущее

«ЗН»: Можно ли сделать прогноз, какие сферы будут востребованы через 10–15 лет? Во что стоит вкладывать деньги?

Николай Скуратович: На мой взгляд, только в производственный инновационный бизнес, создание товаров с новыми свойствами.

Ирина Мальгина: Если обратиться к мировой статистике, каждый шестой стартап – технологический. На первые строчки выходят развитие инновационных технологий в сфере здравоохранения и искусственный интеллект, а проекты для мобильных приложений идут уже после них.

Геннадий Германович: Самое неблагодарное дело – предсказания. Несколько десятилетий назад появилось модное производство сладкой ваты из сахара, мы активно кредитовали это дело. Прошло буквально шесть месяцев, и владельцы не знали, куда деть сахарные автоматы. Мир так стремительно меняется, что никогда не угадаешь, в какую сторону повернется ветер даже через год, а не то что через десять. А вот знания всегда в цене. Поэтому самое выгодное вложение денег – в образование. Если человек будет грамотным, он сориентируется, как поступить в той или иной ситуации.

Сергей Найдович: Чтобы вкладывать во что-то деньги, сначала их надо заработать. У молодежи возникают вопросы: где? что бы такого сделать? Если в Минске и областных городах есть огромнейшая конкуренция для начинающих предпринимателей, то в небольших населенных пунктах этого нет и там открыть бизнес намного легче. У новичков не хватает навыков коммуникации, они могут рассуждать о погоде, природе и чем-то еще, но никогда не будут говорить о совместном деле.

Геннадий Германович: Действительно, идею надо не только сформулировать, но и просчитать. Стоит знать конкурентов и координировать свои действия. Если много предпринимателей пойдет в одном направлении, как, к примеру, было в случае с сахарной ватой, то на определенном этапе в одни ворота они не протиснутся и столкнутся с неприятностями.
Сергей Найдович

Мыслить стратегически

«ЗН»: В последние годы появилось немало документов, которые создают благоприятные условия для предпринимателей. На ваш взгляд, что еще предстоит усовершенствовать?

Николай Скуратович: Нужно создать приемлемые условия по кредитованию молодых предпринимателей, чтобы они могли получить стартовый капитал. Также не хватает информационной поддержки на стадии, когда появляется идея. Приведу в пример финалиста конкурса БРСМ «100 идей для Беларуси» Максима Кирьянова, который придумал перчатку для восстановления пациентов после инсульта. Отлично, молодец! Но ему никто на начальном этапе не объяснил, что точно такие же перчатки уже производятся в Китае, причем на очень хорошем уровне и стоят приемлемых денег, но самое важное, что эта разработка или ее часть может быть запатентована. Зачастую многое из того, что придумывается, в мире есть. И тогда вступает в силу закон об интеллектуальной собственности: ты не можешь повторить то, что уже существует. Вот такую информацию важно донести до молодых новаторов.
Николай Скуратович


«ЗН»: В стране утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Какие возможности она дает молодежи?

Ирина Мальгина: Все положения и концепции стратегии применимы к молодежному предпринимательству. Можно выделить и такие моменты, как обучение навыкам предпринимательства и развитие национальной системы бизнес-образования, в задачи которой входят популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде посредством создания школьных бизнес-компаний и изучение в учреждениях общего среднего образования основ финансовой грамотности.

Сергей Найдович: Ключевой момент стратегии и главное отличие от всех предыдущих документов заключается в том, что ставка делается на саморегулирующиеся организации. Что такое саморегулирование? Это когда бизнес сам определяет условия, а государство их выполняет. Основными игроками на рынке станут профессиональные ассоциации, союзы и другие организации.

Почему вы пошли в бизнес?

Татьяна Русиняк, 26 лет, индивидуальный предприниматель, Гродно:


– Во время учебы в университете постоянно участвовала в конкурсах молодых дизайнеров и получала приглашения от небольших компаний из Гродно и даже Минска. Но к окончанию вуза так случилось, что мои потенциальные работодатели переживали не лучшие времена и для меня места на предприятиях не нашлось. Отчаявшись, я ушла в сферу продаж. Но поскольку всегда мечтала о собственном деле, однажды отправилась в местный центр занятости, где, как я слышала, помогают начинающим предпринимателям. Выиграла субсидию, с помощью которой обновила «парк» швейного оборудования. Тогда мне казалось: вот я открылась, все об этом знают. Но заказов практически не было, и первые месяцы пришлось очень сложно – вырученных денег едва хватало на налоги. Записалась на тренинги, где мне раскрыли предпринимательские секреты, научили вести документацию, а главное – подсказали, что правильнее не распыляться, а выбрать в работе одно направление. Сейчас я шью свадебные, вечерние, сценические наряды и подумываю о расширении своего бизнеса – планирую нанять помощниц.

Илья Агарков, 34 года, директор ООО «Экобиоферм», Сморгонь:


– В сферу бизнеса привели характер и предпринимательская жилка. После окончания БГТУ трудился инженером лесного хозяйства шесть лет, дошел до должности помощника лесничего, но в какой-то момент стало скучно. Я открыл ИП по ремонту компьютеров и совмещал его с основной работой почти год, а когда количество клиентов возросло, решил полностью уйти в вольное плавание. Первое время испытывал трудности с налоговой отчетностью, новичкам не хватает ответственных и грамотных консультантов. Идеально, если бы специалисты в налоговых инспекциях на договорной основе (не бесплатно) помогали правильно высчитывать налоги. Условия для бизнеса в стране есть: те, кто хочет работать, делал это и десять лет назад, и сейчас развивается. Кто не хочет – находит отговорки или жалуется, что государство не помогает. А чем оно должно помогать? На старте достаточно предоставить консультации и создать условия, чтобы мы могли правильно платить сборы. В целом же в последние годы наблюдаются улучшения в бизнес-климате, а представители госорганов лояльнее и внимательнее относятся и к новым идеям, и к тем, кто их предлагает.

Наталья Глобенко, 28 лет, индивидуальный предприниматель, Барановичи:


– Давно мечтала о собственном деле, которое передается из поколения в поколение. Так сложилось, что мои родственники всегда работали в госучреждениях, поэтому кроме поддержки мужа я не могла ни на что опереться, превращая хобби по изготовлению ростовых цветов в бизнес. Ему всего полгода. Как новичку, конечно же, мне не хватает опыта работы с бумагами. Много вопросов возникало и при открытии ИП: инструкции написаны сложным языком, а в интернете немало противоречивой информации, к тому же у каждого бизнеса свои специфика и документация. В первое время трудно наработать клиентскую базу: люди не знакомы с моими услугами, а я не знаю, как правильно их рекламировать. Также возникают финансовые вопросы, не всегда хватает средств на воплощение идей. В моем случае стартовать помогли бесплатные курсы предпринимательства и государственная безвозмездная субсидия, но я понимаю, что еще многому предстоит научиться самой, а развитие своего дела требует постоянных вложений и труда без выходных и праздников.

zubkova@sb.by

uradova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter