Деньги — ничто, имидж — все

От того, как воспринимается страна за рубежом, во многом зависит ее вес в международных делах. Россия в последнее время стремится заявить о себе, как о государстве, претендующем на формирование нового геополитического полюса. Однако это пока не находит отклика среди влиятельных “мировых игроков”.

Возможно, именно поэтому Кремль не ограничился только высказываниями о своих устремлениях, но и объявил о начале кампании по улучшению образа России за рубежом. По оценкам МИД РФ, на это может уйти от 3 до 20 лет, а ежегодные затраты составят от 1 до 1,5 миллиарда долларов.
Первым проектом в столь грандиозной пиар-акции, по всей видимости, станут мероприятия по приданию европейского лоска Газпрому. На это в качестве первоначальной суммы может быть выделено 11 миллионов долларов. Предполагается заключение контрактов с рядом западных имиджевых консорциумов. Газпром просит сделать упор на позиционирование себя как коммерческой структуры, максимально удаленной от Кремля и президента Путина. Из-за того что газовый монополист прочно ассоциируется с официальной Москвой, реакцию на любые действия России автоматически переносят на компанию, считают в Газпроме.
Однако многие эксперты полагают, что итогом шумной пиар-сделки станет не грандиозный фейерверк, а слабый хлопок. Потому что отделить монополистов, контролирующих поставки углеводородов, от политики властей — вещь абсолютно нереальная.
Другое дело — попытаться восстановить доверие к Москве, как надежному партнеру на международной арене. Но и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Суть даже не в объемах бюджетных средств, которые Кремль готов выложить за “корректировку образа великой страны”. Как заявил специальный представитель президента России по вопросам развития отношений с ЕС Сергей Ястржембский, “после белорусского казуса имидж России упал и не отжался”. Заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что каждый новый эпизод спора с Беларусью “объективно ухудшает позиции России в ее очень непростых переговорах с ЕС”. Член российской Коллегии военных экспертов Евгений Комиссарчук высказывает сходные взгляды: “Предновогодняя газовая перебранка с Минском не пошла на пользу не только Газпрому, от которого Евросоюз потребовал гарантии бесперебойного снабжения газом, но и России”. При этом, как отмечают аналитики, энергетический спор с Беларусью выявил “первые признаки того, что немцы начинают склоняться к отказу от проекта Северо-Европейского газопровода, что станет серьезнейшим ударом по геополитическим и экономическим позициям России”.
Как признался в интервью “Независимой газете” вице-президент пиар-структуры “РИО-Центр” Алексей Волин, “мы рассчитывали, что Европа встанет на нашу сторону, но она поддержала Александра Лукашенко и при этом “наехала на нас”. Даже глава Парламентской ассамблеи Совета Европы Р. Ван дер Линден “не скрывал, что именно ухудшение отношений Минска с его основным партнером и союзником потянуло европейцев к диалогу”.
В то же время на постсоветском пространстве сегодня не осталось ни одного государства, с которым Россия не имела бы конфликтных ситуаций. А это в свою очередь заставляет страны Содружества искать поддержки в Евросоюзе. По мнению замдиректора Института США и Канады Виктора Кременюка, переход России на рыночные отношения с государствами Содружества — это акция по развалу СНГ, тогда как “смысл СНГ состоял в другом — не только в рыночных отношениях, а в решении важнейших вопросов на территории бывшего СССР”.
В Центре стратегических разработок также предупреждают: страны Балтии, Беларусь, Украина могут начать формировать альтернативное объединение.
Имидж — это не только слова, но главным образом — дела. В противном случае деньги и политтехнологии вряд ли смогут что-то изменить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter