Деньги не чахнут

СМС–спам: как мобильные операторы подписывают клиентов на ненужные услуги

Со счетов абонентов операторов сотовой связи исчезают деньги. Люди жалуются: через мобильный интернет их самопроизвольно подключают к платным услугам. Что это - невнимательность пользователей или нечистоплотная маркетинговая стратегия? Проблема не нова, однако в последнее время она приняла столь острый характер, что потребовалось вмешательство Министерства связи. На днях оно сообщило о намерении принять все необходимые меры, чтобы обеспечить право абонента отказаться от навязчивых СМС-рассылок. Что же происходит? Попробуем разобраться...

Внимательно читайте мелкий шрифт!

Причину такого шага легко понять, если вникнуть в историю, участником которой стал наш читатель из Брестской области.

«Списываются деньги с моего счета, и говорят, будто я сам виноват! — Вячеслав К., изрядно потрепавший себе нервы в споре с компанией сотовой связи, весьма эмоционально описывал ситуацию. — Пару месяцев назад через сайт оператора я случайно попал на портал с эротическим видео. А потом получил СМС, что я, дескать, успешно подписан на платный ресурс. Если бы не это сообщение, то и не знал бы, что без моего ведома со счета качаются мои деньги. Считаю, оператор явно замешан в околомошеннических проектах поставщика интернет–услуг».

Действительно, через мобильную сеть на сайтах операторов сотовой связи предлагается доступ к скачиванию и просмотру «взрослого» видеоконтента. Там в самом неприметном месте, крохотными буковками сказано, что, всего лишь кликнув на название видео, вы подтверждаете свое согласие с условиями подписки. Порой читать эту информацию приходится с увеличительным стеклом. Пользовательское соглашение с порталом тоже написано так, что глаза устают уже на строчке пятой. Расчет, похоже, на то, что люди дальше читать не станут. Кстати, в этом соглашении, которое «может меняться сервисом в одностороннем порядке», особенно возмущает строчка: «контент–провайдер не несет ответственности за причинение вреда, ущерба... или за причинение любых других убытков любым лицам, которые возникли при пользовании сервисом портала».

На первый взгляд претензии напрашиваются исключительно к жуликоватым поставщикам услуг — многочисленным мелким ООО. А оператор просто оказался неразборчив в выборе партнеров. Мол, мобильная компания всего–то фиксирует активность абонентов. Но. Подключение возможно только через номер и мобильный интернет именно оператора сотовой связи. Ведь на портал для взрослых можно попасть и по Wi–Fi, через любого провайдера, и вовсе без смартфона, но деньги–то списываются через оператора. Иначе с чего бы ему радеть за сторонний ресурс?

Кстати, после того как обращение Вячеслава К. мы направили в Минсвязи, а оно задало резонные вопросы мобильному оператору, тот аннулировал начисления на лицевой счет абонента за сервис «Интернет–подписка». Деньги с учетом НДС человеку вернули, а абонентский номер внесли в «черный список» «во избежание активации указанной услуги в будущем». «Правда, преподнесено это было так: мол, компания достаточно информировала клиента об услуге, а тот неверно истолковал порядок ее оказания», — не соглашается с трактовкой мой собеседник.

Фото  Павла ЧУЙКО.

История брестчанина далеко не единична. На многочисленных форумах многие пишут: СМС–спам мы получаем регулярно, хотя согласие на подписку и рассылку не давали, контакты на сомнительных сервисах не оставляли. Один из пользователей рассказывает: «Читал нормальный сайт, и вдруг выскочило скрытое окно. Случайно не туда кликнул и оказался на каком–то другом портале. А потом смотрю, мои денежки тю–тю». «А я проверил входящие СМС и заметил запись, будто подписался на развлекательную информацию. Оформлена подписка якобы на 14 дней, — читаю о другой ситуации. — Заявлений не писал, через «Интернет–помощник» ничего не подключал. В компании же мне объяснили, что услуга, скорее всего, была активирована мной или другим пользователем всего лишь через клик на рекламный баннер». Кстати, удаленно подписать на платную услугу можно кого угодно. Достаточно ввести телефонный номер...

Отказаться от сервиса, говорится на сайтах мобильных операторов, можно, отправив СМС с текстом stop на короткий номер или связавшись со службой поддержки. Но, уверяют абоненты, даже отключив услугу, спустя какое–то время выясняется, что ты снова к ней самопроизвольно подключен. Между прочим, получить полный пакет абсолютно ненужных вам функций реально уже при покупке новой сим–карты. Одних об этом обстоятельстве в салоне предупредят, предложив отметить галочками ненужные услуги. Других — нет. Впрочем, уловок, позволяющих оформить подписку для клиента без ввода его персональных данных, тьма. Достаточно, к примеру, нажать на определенную область экрана, просматривая с телефона страничку сайта. Она может быть замаскирована, скажем, под кнопку «воспроизведение» или подтверждение совершеннолетия пользователя...

Ответственность за содержание ресурса оператор, как правило, возлагает на контент–провайдера. Помнится, была история, когда операторы ссылались на то, что поставщик услуг практиковал вирусные приемы подключения контента через распространенный способ всплывающих окон. Даже якобы проводилось внутреннее расследование. О результатах, правда, не сообщалось.

Проблема нечистоплотности таких маркетинговых стратегий явно приобрела массовый характер. Сейчас это явление на рынке связи видится неурегулированным с точки зрения защиты прав потребителей. Россияне, к примеру, еще в прошлом году озаботились необходимостью принять законодательные меры, которые бы позволили гарантировать только добровольное списание средств со счетов мобильных телефонов. Наше Минсвязи, как видим, тоже уже сделало первые шаги по этому пути. Со слов начальника управления электросвязи Ольги Федореевой, министерство подготовило ряд изменений в правила оказания услуг электросвязи. Что позволит выстроить прозрачные правила взаимоотношений между абонентами и операторами. Основополагающим является то, что оператор обязан будет выполнять рассылку СМС–сообщений только с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации. Также компанию обяжут прекратить передачу СМС по письменному заявлению абонента. Проект соответствующего постановления находится на стадии согласования.

Пока же остается посоветовать абонентам внимательнее читать входящие СМС, аккуратнее гулять в интернете и детально изучать операции по своему телефонному счету.

gladkaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Tide, 33, ,,
Давно пора уже привлекать к адм. ответственности операторов связи за такое (я бы назвал мошейническое) навязывание услуг., заодно  и  банковские организации тоже (за такие же действия,,, намеренная путаница в договорах и рекламах, сокрытие реальных стоимостей кредитов, надуманные платежи и т.п.) -  отличный источник пополнения бюджета!!!  по круче будет чем дикрет3 будёт !  
Дмитрий
Эй! Эйййййййййэй!
Вы меня там слышите на верху? Тук-тук. Бряк-бряк.
Вы когда роуминг отмените в Союзном государстве?
В ЕС отменили, а а у нас что?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости