Деньги на политический пиар

Такого еще в истории белорусских выборов не было. Центризбирком расширил границы финансовых возможностей для агитационной деятельности кандидатов в Президенты и принял специальное постановление. Документ четко регламентирует: как собирать деньги и на что их тратить.

На политический пиар бюджет выделяет каждому кандидату по 85 миллионов белорусских рублей. Сумма немаленькая.  Но и недостаточная, по мнению тех, кто сведущ в организационной кухне выборов. Ведь за короткий срок (по всей вероятности в месячный) претендентам на высший государственный пост надо не просто «дойти до каждого избирателя», но и убедить в преимуществах собственной программы. А без денег нынче куда? Да никуда. По крайней мере, быстро и эффектно не раскрутишься.

Конечно, каждый кандидат почувствует себя гораздо увереннее, когда финансовые «тылы» подкрепятся чуть ли не в полтора раза. 105 миллионов частных средств можно использовать дополнительно к бюджетным. Тоже маловато, если устраивать на них грандиозные концерты или иные массовые развлекательно-завлекательные мероприятия (кое-кто из претендентов еще на этапе сбора подписей в свою поддержку апробировал такой сценарий). Так что тратить тоже надо с умом.

Как пояснила главный бухгалтер Центризбиркома Валентина Василевская, специальные счета будут открыты в отделениях Беларусбанка. Надо только написать заявление кандидату и представить копию решения о регистрации. Процесс формирования и расхода личного фонда будет строго контролироваться, утверждена и форма отчета.

Первый и основной источник — личные сбережения. На самораскрутку можно пустить максимум 50 базовых величин. Второй источник — добровольные пожертвования юридических лиц. Одна фирма вправе поддержать кандидата суммой, не превышающей 30 базовых. Если же кандидату хочет помочь частное лицо, может достать из своего кошелька 350 тысяч.

Итого вместе с бюджетными набегает 190 миллионов. Кто и на что их может использовать? Прежде всего, разумеется, сам кандидат. Второй человек — специальный представитель по финансам. Он, кстати, обязан зарегистрироваться в Центризбиркоме, который позже затребует финансовый отчет. Причем дважды: в начале агитационной кампании и сразу же после выборов.

Владимир СТРЕЛЬСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter