Белорусский инновационный фонд финансирует создание беспилотников для АПК

Деньги на крыльях дронов

На всем постсоветском пространстве беспилотниками занимаются энтузиасты, которые часто сталкиваются с пробелами в законодательстве. Пока подробные и четкие правила для дронов разрабатываются и в Беларуси, их востребованность в хозяйствах становится все больше, так как связана с возможностью автоматизировать многие операции в поле, получить при этом максимальный урожай. На этой неделе в Минске состоялся III Международный форум «Беларусь аграрная», где предметный разговор о беспилотных летательных системах, их месте в высокотехнологичном агрокомплексе вели наши производители и зарубежные гости.



О том, что дроны и системы, благодаря которым они летают, активно разрабатываются, мы уже не раз подробно писали. Чего только стоит успешный белорусский проект One-Soil,  который заинтересовал даже аграриев из прибалтийских стран. Или же недавно открытое СП по производству БЛА (беспилотного летательного аппарата) в  индустриальном парке «Великий камень», где уже выпустили два первых больших «крыла», заметно отличающихся по компоновке от любительских.

И хотя многие аграрии-практики еще весьма насторожены в отношении возможностей технологии для точного земледелия, разработчики вовсю заявляют, что скоро без дронов мы обходиться не сможем.

И дело даже не в том, что цифровые технологии сейчас на каждом шагу. С экономической точки зрения, беспилотники позволяют сберечь немалые деньги, хотя, да, на первых порах затраты велики. Тем не менее айтишники обещают в самые сжатые сроки совершить технологическую революцию в сельском хозяйстве.

Пример международного сотрудничества по разработке беспилотных летательных систем уже есть. Три года назад создан российско-белорусский фонд венчурных инвестиций. Его инвесторы — Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), РВК и Инфрафонд РВК (РВК — Российская венчурная компания). Они вкладывают средства в стартапы, в основе которых инновационная технология, разработанная в Беларуси или России. Проекты, да, венчурные — они с высокой степенью риска реализации.

Несмотря на это, самую первую сделку фонд заключил на довольно внушительную сумму и не ошибся. Директор Белорусского инновационного фонда, кандидат экономических наук Дмитрий Калинин рассказал нам, что средства были вложены в московскую научно-производственную компанию «АгроДронГрупп» по разработке беспилотников сельскохозяйственного назначения. Ее представители впервые приехали в Минск и выступили на III Международном форуме «Беларусь аграрная».

Директор «АгроДронГрупп» Дмитрий Рубин
довольно подробно расска­зал «СГ», как рас­по­ря­ди­лись инвестициями:

— Первый год разрабатывали глубокие научные технологии, второй — шла апробация, на третий год полномасштабно вышли на рынок. Несколько компаний стали нашими клиентами и подтвердили, что им интересно, чем мы занимаемся. Государственные и другие предприятия, связанные с сельским хозяйством, начали покупать наш продукт в России, Казахстане. Это самый главный и реальный результат вложения инвестиций.

На базе коммерческого предприятия в Беларуси компания создала собственный беспилотник и теперь планирует использовать его на рынках в России и Казахстане, где уже успешно обслуживает около 50 компаний. К слову, потребность в исследованиях у некоторых доходит до пяти за сезон. И это не считая разовых облетов. Дмитрий Рубин: «Когда начали поступать заказы для больших полей, а для них эффективнее самолеты, закупили их, адаптировали для собственного применения. Потом поняли, это дорого и неэффективно. Теперь разработали в Беларуси свое «крыло». Модель была представлена на крупнейшей аграрной выставке России «Золотая осень».

Планируется, что в Беларуси будет также создано целое конструкторское бюро и налажено более масштабное производство беспилотников для рынков близлежащих стран. По этому поводу Дмитрий Рубин говорит, что все еще только начинается и пока идут пилотные внедрения: «Это демонстрации, когда мы приезжаем, показываем потребителю, как выглядит технология». Вот и на форуме в деталях и немалому кругу слушателей рассказывал о своем видении дальнейшего развития точного земледелия.

Причем это не пустые амбиции, не имеющие под собой твердой почвы. Компания энергичная и планы строит исходя из сегодняшних реалий. Дмитрий Рубин уже на полном серьезе говорит о наступившей аграрной революции:

— Уверен, что заявления белорусских разработчиков абсолютно правильные. Революция в сельском хозяйстве уже идет, и она продолжится где-то 35 лет. Ряд технологий этой революции способствуют, ее формируют. Это техника дифференцированного внесения удобрений, полевых датчиков, спутниковых и беспилотных исследований, точных метеопрогнозов, когда каждое поле может быть оснащено собственной метеостанцией. И все надо делать комплексно.

Делюсь с Дмитрием Рубиным своей озабоченностью насчет того, что разработчиков уже многовато наблюдается, и в чем между ними разница, не расталкивают ли они на одном поле друг друга локтями? На что тот отвечает:

— Да, мы на одном поле. Мы конкуренты, но и друг друга дополняем. Коллеги с белорусского стартапа сконцентрированы в основном на спутниковой аналитике. Это важные элементы для сельского хозяйства, и нужно правильно уметь ими пользоваться. Понимать, когда применять беспилотник, когда спутник. Если перепутать, можно получить отрицательный результат. Технологии разные нужны. И только в комплексе, когда более дешевая спутниковая аналитика скомбинируется с более дорогой беспилотной, можно говорить о результате. И речь не только о беспилотниках. Это целая методика, она сопровождается наземной аналитикой. Спутник нельзя откорректировать по прозрачности атмосферы с земли. В этом его суть, он делает все сам. Во время съемки с беспилотника мы можем подойти на поле, выделить метр на метр участок и скорректироваться относительно прозрачности атмосфер и других показателей.

Главное преимущество разработки — серьезная научная база. Компания сотрудничает с МГУ имени Ломоносова, академической наукой, учеными аграрного профиля. Ученые разрабатывают не только технологию для использования дронов, но также учатся применять данные на практике. Собранные ими замеры и снимки передаются в разработанную компанией платформу, которая на выходе предоставляет наглядную информацию и рекомендации по проведению сельхозработ.

Технология, считают создатели, позволяет сельхозпредприятиям повысить урожайность, минимизировать затраты при обработке посевов, уменьшить содержание агрохимии в почве, а также сократить издержки. На дифференцированном внесении средств защиты растений против сорняков экономия средств до 90 процентов. На поле площадью 100 гектаров расход удобрений за сезон при одинаковом урожае сокращается с 390 до 320 килограммов.

По какому принципу работает беспилотник? Его «учат» различать не состав почвы, а растения. Дмитрий Рубин поясняет, что это сложная схема, которая основывается на спектральной математике и построении корреляционных баз данных: «Суть в интенсивности разных длин волн в разных узких полосах, как видимого, так и инфракрасного диапазона. В беспилотнике установлены гиперспектральные камеры на 40 узкополосных каналов. Делается снимок, и получается 40 картинок в разных частях диапазона. Допустим, примерно по 15 нанометров ширина каждой из этих узких полос. Одна в желтом, вторая в красном, третья в инфракрасном цвете — и таких сорок».

Дальше технология такова. Берется одна область поля, к примеру, пиксель с одного растения. И выходит 40 разных цифр для этого пикселя. (Эта цифра соответствует интенсивности отражения в узкополосном спектральном канале). Дальше начинается спектральная математика. Ученые разработали для каждого поля эксклюзивную формулу. В нее подставляют значения от каналов. Делаются математические операции. В итоге получается некое значение, и дальше это число красится в определенный цвет.

В какой именно — исходя из корреляционных баз. Дмитрий Рубин: «Когда мы делаем эти опыты, мы знаем, какому числу соответствует реальное состояние растений. Будь то сорняк, болезнь или вещество азот. То есть мы делаем корреляцию — соотносим эту нашу цифру с реальным положением на поле. Если цифра не соотносится с реалиями — корректируем формулу или еще что-то. И все это огромная работа». Такой вот непростой получается синтез IT и сельского хозяйства.

Инженер, автор белорусского стар­тапа по использованию дронов Владимир Давыдов
замечает важную деталь — в использовании беспилотников немаловажна безо­пасность.

Одно дело, когда он в поле, другое — вблизи массового скопления людей. Он предлагает: «Надежность системы управления должна быть выше любительских на три порядка. Открытые винты опасны в непосредственной близости от людей. Такая конструкция может сильно навредить. При падении на землю даже без винтов дрон несет угрозу».

Что ж, возможно, над дизайном с открытыми винтами разработчикам еще стоит поработать. Но вопросов, как летать БЛА, думаю, в скором времени не возникнет. В Белорусском государственном технологическом университете тщательно подходят к подготовке специалистов по управлению дронами. Курсы проходят в четыре этапа, а по окончании выдают специальный сертификат.

По словам заведующего кафед­рой организации производства и экономики недвижимости БГТУ Евгения Россохи, группы формируются небольшие, по 6—8 человек, с тем, чтобы каждому уделить внимание.

Глеб Бондарик, за­мес­титель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации
, считает такой подход правильным: «Основной упор нужно делать на обучение пользования программами, которые позволяют беспилотнику, к примеру, летать автономно».

А как в других странах? В Китае — главной стране-экспортере БЛА — к 2025 году хозяйства должны полностью перейти на автоматизированную агротехнику. Беспилотные машины будут самостоятельно сеять и удобрять растения, а затем собирать урожай. Такая автоматизация не роскошь, а необходимость.

В Германии почти каждый десятый фермер использует коптеры. У четырех процентов свои собственные, еще пять пользуются поставщиками этой услуги, 12 процентов холдингов имеют личные беспилотники, еще 13 процентов арендуют. Летающими помощниками обзавелись предприятия с площадью полей более 100 гектаров. Применяют аппараты не только для спасения животных от косилок, но и получения информации о грядущих сельхозработах — внесении удобрений, орошении и правильном времени сбора урожая.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter