Деньги любят порядок

В белорусском инвестиционном портфеле ОАО «ЛУКойл» несколько сотен миллионов долларов
В белорусском инвестиционном портфеле ОАО «ЛУКойл» несколько сотен миллионов долларов

Из 15 лет своей истории 10 «ЛУКойл» работает в Беларуси, построив 45 автозаправочных комплексов и импортируя 2 миллиона тонн нефти в год. Однако тот ли это масштаб для крупнейшей нефтедобывающей и перерабатывающей организации?

На днях состоялись переговоры руководителя «ЛУКойла» Вагита Алекперова с Александром Лукашенко. По их окончании президент компании дал интервью «СБ».

— Вагит Юсуфович, какие темы были затронуты в ходе беседы с Президентом Беларуси и какие договоренности достигнуты?

— Мы обсуждали вопросы дальнейшего расширения деятельности компании и привезли пакет конкретных предложений. В ближайшие 3 — 4 года «ЛУКойл» готов построить в Беларуси еще 100 — 150 автозаправочных комплексов. Тем самым доля нашего присутствия на розничном рынке нефтепродуктов увеличится до 20 процентов. И это, пожалуй, потолок, преодолевать который мы не рискуем и в других странах, чтобы не иметь проблем с антимонопольным законодательством.

Кроме того, начинаем инвестировать деньги в производство. Речь идет о создании совместного предприятия с ОАО «Нафтан» по выпуску присадок для смазочных материалов. Компания «ЛУКойл» является крупнейшим их производителем в России. До 1 мая, так мы договорились с Александром Лукашенко, будут решены организационные вопросы. И до конца года, надеюсь, СП начнет свою деятельность. Наш вклад — финансирование в производство, которое существует, но используется неэффективно. При потенциальной мощности около 50 тысяч тонн в год «Нафтан» дает 3 — 5 тысяч тонн продукции, менее 10 процентов. С инвестиционной поддержкой предприятие будет загружено полностью. Третий проект касается создания совместной компании по реализации смазочных материалов, производимых в Беларуси. «ЛУКойл» развил уникальную розничную сеть в Прибалтике, Польше, Украине, Румынии, которая обеспечит «Нафтану» выход на рынки не только России, но и третьих стран.

В беседе с Президентом мы коснулись и глобальных проектов в нефтехимии и нефтепереработке. Для их детального анализа будет создана рабочая группа с участием представителей белорусского Правительства, концерна «Белнефтехим», ОАО «Нафтан» и «ЛУКойл». Поддержка, которую пообещал Александр Григорьевич, придает уверенность, что все проекты будут успешно реализованы.

— Насколько компания «ЛУКойл» готова увеличить поставки нефти в Беларусь?

— В 2004 — 2005 годах мы ввозили около 2 миллионов тонн, что, конечно, крайне мало. Договорились удвоить поставки уже в нынешнем году. Больше? Пожалуй, невозможно. Чтобы обеспечить стабильность на рынке, страна должна иметь несколько поставщиков нефти.

— Какова будет доля «Нафтана» и «ЛУКойла» в будущем СП по производству присадок и реализации моторных масел?

— Собственность разделим поровну. «Нафтан» внесет в уставный фонд существующее, но не задействованное полностью производство, «ЛУКойл» — 15 — 20 миллионов долларов на реконструкцию и создание новых мощностей.

— Международная ассоциация нефтепереработчиков признала ОАО «Нафтан» лучшим предприятием в СНГ по итогам 2005 года. Потенциальный объем переработки нефтяного сырья — 12 миллионов тонн в год, глубина — 71,6 процента. Это очень неплохие показатели. Программа дальнейшей реконструкции предполагает углубление переработки нефти до 90 — 92 процентов. Каковы перспективные планы сотрудничества «ЛУКойла» с «Нафтаном»?

— «Нафтан», конечно, хороший завод. Но, к сожалению, не производит бензин, отвечающий европейским стандартам качества. Для автозаправочных комплексов, расположенных в еврозоне, нам приходится приобретать товар у других производителей. Стратегическая цель «ЛУКойла» — провести комплексную модернизацию «Нафтана», увеличить глубину переработки нефти и повысить качество выпускаемого бензина. К слову, компания уже инвестировала сотни миллионов долларов в модернизацию своих заводов в Болгарии, Румынии. Идет комплексная реконструкция нефтеперерабатывающего предприятия в Одессе. Мы можем и готовы стать соинвестором на «Нафтане».

— Многие западные аналитики и экономисты продолжают утверждать, что Беларусь — зона повышенного риска для иностранного капитала. Как «ЛУКойл» оценивает реальную ситуацию и каковы суммы вероятных инвестиций в белорусскую экономику?

— Когда мы намереваемся расширять бизнес, то, безусловно, учитываем риски политические, экономические, региональные. Беларусь не стала исключением, но, к счастью, не попала в зону рисков вообще. Инвестиции в вашей стране приносят хороший доход. А вложили мы уже более 100 миллионов долларов. Хотя, признаюсь, это было только начало. Посмотрите, какой большой офис был построен в Минске. Рассчитан он, как вы понимаете, далеко не только на обслуживание розничной сети. У нас большие планы. Выпуск присадок и строительство дополнительных автозаправочных комплексов — еще один шаг «ЛУКойла» в Беларуси. Затем мы готовы говорить о нефтепереработке. Участие компании в создании новых перерабатывающих мощностей оценивается в 500 — 600 миллионов долларов. Мы готовы идти на такие инвестиции, потому что в Беларуси стабильное законодательство, созданы все условия для свободного получения прибыли, есть политическая стабильность.

— В 2005 году цены на топливо в Беларуси и России оставались относительно стабильными, несмотря на продолжающийся рост мировых цен на нефть. Ваш прогноз относительно стоимости энергоносителей в 2006 году?

— Это самый сложный вопрос, на который сегодня многие аналитики ищут ответ: цифры колеблются от 25 до 100 долларов за баррель. Полагаю, цена будет в пределах 50 — 60 долларов. Рынок привык к ней, более того, крупнейшие потребители углеводородов — США, государства Европы, Китай — демонстрируют промышленный рост. Очевидно, цены на наш товар не имеют прямого влияния на развитие экономик развитых стран.

Что касается цен на бензин для внутренних потребителей, прогнозировать их сложно. В США, например, литр топлива стоит 60 центов, в Европе — около 2 евро. Все зависит от налогового законодательства страны. Если сегодня в стоимости каждого литра российского автомобильного топлива едва ли не 100 процентов налогов, конечно, оно может стать не по карману большинству покупателей. Государство должно создавать приемлемые условия для всех потребителей. А нефтяные компании, в свою очередь, — осуществлять высокодоходные проекты и за счет общего сокращения издержек стремиться стабилизировать цены. Ведь мы — реалисты. И видим, как по мере роста цен на углеводороды стремительно развиваются альтернативные источники энергии, и не хотим, чтобы завтра наш товар был невостребован.

В России в I квартале цены на бензин будут стабильны. С сентября держим их неизменными. И одновременно ведем переговорный процесс с правительством России. Группа аналитиков готовит поправки в российское законодательство, которые облегчили бы налоговую нагрузку нефтяных компаний, чтобы в конце концов цена на бензин была приемлемой. Такие же переговоры мы готовы вести в Правительстве Беларуси. Просто снизить экспортные цены невозможно. Мы ограничены таможенным законодательством России, которое жестко контролирует вывоз нефти и нефтепродуктов с оглядкой лишь на их международные котировки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter