Деньги лежат под ногами

В конце мая Минфином были внесены предложения об отмене целого ряда налогов и повышении ставки всего на один налог — налог на добавленную стоимость... Реальная экономика Александра Лученка

В конце мая Минфином были внесены предложения об отмене целого ряда налогов и повышении ставки всего на один налог — налог на добавленную стоимость. В результате их принятия выиграл бы республиканский бюджет, но пострадали доходы местных органов власти. Например, бюджет Минска терял бы в год примерно 250 млрд. руб. Это примерно половина суммы, выделяемой жилищно–коммунальному хозяйству столицы. В такой ситуации мог бы встать вопрос о сокращении дотаций, а это означало бы рост тарифов на ЖКХ.


Ситуация усугубляется тем, что ослабление деловой активности и ограничение доходов населения (подоходный налог целиком направляется в местный бюджет) уже привели к серьезному снижению налоговых поступлений. К примеру, доходы Минской области в первом квартале сократились на 41 процент. Сложная ситуация в других регионах и в Минске.


Между тем источник дополнительных налоговых поступлений находится буквально под ногами. Это — земля, по которой мы ходим.


Надо признать, что в стране проделана серьезная работа по установлению оптимальных ставок земельного налога и арендной платы за землю. Поступления от этих платежей в бюджет весомы: в прошлом году в Минске они составили почти 300 млрд. рублей. Но резервы не исчерпаны.


Столица страдает от недостатка территорий для реализации намеченных планов жилищного строительства и перспективных производственных проектов. Например, явно недостает площадей для дальнейшего развития свободной экономической зоны «Минск». Архитекторы не хотят выделять дополнительные участки. Говорят, свободные территории необходимы для строительства жилья.


Между тем на территории зоны пристроились предприятия, которые в зону не входят, но землю занимают. Как–то прошлись мы по расположенному в зоне пищевому комбинату площадью 16 гектаров. Нашли только одну комнату, в которой кипела деятельность: несколько веселых женщин разливали плодово–ягодное вино. Тем самым они окупали существование комбината. А передача этой территории в распоряжение администрации СЭЗ позволила бы резко повысить эффективность использования земли. И такие случаи не единичны. Нашлось много объектов, которые числятся за промышленными предприятиями с пониженными налоговыми ставками, а на самом деле используются как складские помещения для коммерсантов.


С территориями предприятий тоже проблема. Доля производственных площадей в Минске в 2 — 3 раза больше, чем в других столицах мира. Примерно 15 процентов из них находятся на дорогих землях в центре столицы. Если эту землю использовать в коммерческих целях, то город имел бы значительно больше налоговых поступлений. Улучшилась бы и экологическая обстановка. Поэтому власти решили вынести промышленные предприятия из центра города. Но денег для выноса нет. Вся надежда на инвесторов, которые восстановят производственные корпуса в городах–спутниках, а на столичной земле построят доходные объекты.


Идея зарабатывать на использовании городской земли, конечно, правильная. Имеется достаточно желающих строить жилье, торговые и развлекательные центры. Но любителей возводить новые заводы с неясными рынками сбыта пока нет. Поэтому нужно думать о других вариантах высвобождения территорий. Некоторые из выносимых предприятий после усиления российского протекционизма могут оказаться вынужденными пересмотреть планируемые объемы производства. Поэтому целесообразно рассмотреть вариант о размещении на одной площадке в городе–спутнике сразу нескольких предприятий с единой дирекцией.


Нарушения земельного законодательства юридическими лицами проявляются в огораживании и использовании территорий большего размера, чем это предусмотрено актом на землю. За дополнительно присоединенные территории не платится земельный налог, что ведет к потерям городского бюджета. Массовым явлением стала установка шлагбаумов и создание стоянок транспорта для своих сотрудников и клиентов.


Существуют реальные возможности для получения излишков земли без уплаты земельного налога. Например, политехнический колледж умудрился присоединить к своей территории парк в центре города. Учебное заведение подошло к охране своих владений серьезно, огородилось железным забором и повесило замки, разрешая проход через свои земли только в рабочие часы. Тем самым из общего пользования столичных жителей выпал целый парк. И это в месте, где дефицит рекреационных территорий!


Как это стало возможно? Почему колледж не обанкротился из–за земельного налога? Очень просто: налоговики сказали, что он этот налог не платит. Вот и стараются учебные заведения и другие бюджетные организации присоединить побольше земли. Наиболее пробивным руководителям это удается.


Видимо, землеустроительным службам пора серьезно разобраться с использованием земель, по которым налог не платится. Если это стадион для студентов или детская площадка — никаких налогов! А если на них расположены коммерческие павильоны или оборудована автомобильная стоянка, то налог плати в полном размере. Не нашли земле рационального использования — или плати налог, или верни ее городу.


Наверное, для борьбы с нарушением земельного законодательства, предотвращения случаев самозахвата и огораживания целесообразно провести инвентаризацию земель во всех городах Беларуси. Нужно также проверить соответствие огороженных территорий действительно выделенным площадям и потребовать полной уплаты земельного налога с нерационально используемых огороженных земель, а также территорий, въезд на которые ограничен шлагбаумами или другими средствами.


Глядишь, и появятся дополнительные деньги в бюджете.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter