С ПРИХОДОМ лета горячая пора начинается не только для аграриев. Не меньше хлопот и у работников лесной отрасли

Деньги из леса. И для него…

С ПРИХОДОМ лета горячая пора начинается не только для  аграриев. Не меньше хлопот и у работников лесной отрасли
С ПРИХОДОМ лета горячая пора начинается не только для  аграриев. Не меньше хлопот и у работников лесной отрасли. В первую очередь нужно защитить леса — все же в разгаре пожароопасный сезон, из-за высоких температур активизируются вредители, дают знать о себе различные болезни. В то же время в лес нужно не только вкладывать средства, но и выгоду получать. Естественно — в денежном выражении.

Что сегодня приносит прибыль лесхозам, а какие ниши проседают? Как планируется уберечь деревья, когда синоптики обещают температуру выше 30 градусов? О том, чем живут лесхозы летом, в письмах из Слонимского района.


Инженер по охране и защите леса Николай СТРИК в центре видеонаблюдения

От пожаров, вредителей и людей


Лето прошлого года побило рекорды по лесным пожарам: произошло 1200 возгораний на общей площади 17 тысяч гектаров! Больше всего досталось Гомельщине, Могилевщине, Брестчине. Впрочем, жаркое пламя выжигало  леса и в других областях. Было такое и на Слонимщине. Потери тут, конечно, несопоставимы с масштабами республики, но все же есть: три пожара разгулялись почти на девяти гектарах. Как не повторить сценарий прошлого года и сохранить лес, чтобы потом из него же можно было получать прибыль? 

СЛОНИМСКИЙ лесхоз расположился на территории трех районов и, кроме непосредственно Слонимского, захватывает  также Зельвенский и часть Мостовского. Площадь немаленькая — свыше 64,5 тысячи гектаров, на которых  семь лесничеств. Пожароопасный сезон тут, впрочем, как и в других лесхозах, стартует вовсе не летом, как привыкли думать дилетанты, а с 1 марта. И вот почему: некоторые жители, приводя в порядок приусадебные участки, по старинке поджигают мусор. Если при таком раскладе подует ветер — жди беды. К счастью, возгораний в здешних лесах пока удалось избежать, но девятерым гражданам  выписаны штрафы за нарушение правил пользования огнем. К слову, чаще всего лесные пожары происходят именно по вине человека. И это несмотря на многочисленные предупреждения, напоминания и даже штрафы…


Начальник пожарно-химической станции
Олег НАХВАТ показывает инвентарь для тушения пожаров
Если не всегда удается пожары предупредить, то важно вовремя их заметить. Для этого в лесхозах используются наблюдательные вышки. Еще два года назад во время пожароопасного сезона в том же Слониме приходилось нанимать работника, который бы на ней дежурил. Высоченная конструкция установлена прямо посреди леса. Кажется, сплошная романтика. Но такая работа далека от идеальных представлений. Попробуй посиди на ней в 30-градусную жару... Сегодня за наблюдение отвечает видеокамера. Ее на вышке установили в прошлом году. Удовольствие недешевое — 30 миллионов рублей. К тому же к вышке пришлось подводить электричество из ближайшей деревни. В итоге установка обошлась примерно в 100 миллионов рублей. Такие вложения, говорит инженер по охране и защите леса Николай Стрик, оправданы:

— Малейший дым будет заметен на расстоянии 30 километров. В лесхозе работает центр видеонаблюдения, где дежурный по охране периодически просматривает запись. Если заметит задымление, сразу сообщает в то лесничество, на территории которого оно зафиксировано. В каждом, кстати, организованы пункты противопожарного инвентаря, где хранится необходимое оборудование для борьбы с огнем. Также мы установили фотоловушки, стоимость одной — 5 миллионов рублей, которые помогают и нарушителей ловить, и вовремя фиксировать возгорания. На помощь приходят и сотрудники МЧС: ежедневно проводится облет территории на самолете. А если объявлен четвертый класс пожарной опасности или выше, то мониторинг проводится несколько раз в день. 

ЗАЩИЩАТЬ лес нужно не только от пожаров. Если из-за них в Слонимском районе в прошлом году пострадало около девяти гектаров, то от вредителей и болезней — 144 гектара. Основная проблема — корневая губка. Инженер-лесопатолог Анна Борисик говорит, что страдают в основном сосновые насаждения:

— Корневая губка — это сосудистое заболевание, начинается оно с корней. Почему сейчас массово распространено? Проявляется недуг на 30—40-летних культурах. Раньше активно засаживались земли, которые до этого находились в сельхозпользовании. Выработанные почвы были бедные, а деревья по тем правилам сажались очень густо — 7—10 тысяч штук на гектар. Теперь эта норма сокращена в два раза. В итоге еще несколько десятков лет была поражена корневая система насаждений, а проявилось заболевание сейчас.


Наблюдательную вышку в прошлом
году оборудовали видеокамерой
Только в прошлом году от корневой губки пострадало 89 гектаров леса. Благо удалось спасти саму древесину. Были проведены и рубки ухода, когда убираются единичные пораженные деревья, и сплошные санитарные рубки (они необходимы в том случае, если на участке поражено более 50 процентов деревьев). На месте вырубленных насаждений уже появились новые. Всего в этом году посажено 239 гектаров. Чтобы недуг не дал о себе знать в дальнейшем, сажают так называемый смешанный лес — восемь сосен, две березы, затем опять восемь сосен… Поскольку береза растет быстрее, это позволяет в дальнейшем сделать технические коридоры. Так и техника при необходимости сможет добраться в гущу леса, и приостанавливается распространение заболеваний. Да и на гектар деревьев теперь высаживается не менее 4 тысяч штук. 

Еще одна головная боль для работников Слонимского лесхоза — заселение короеда-типографа. В районе снижается уровень грунтовых вод, как итог — усыхает ель. На ее запах и приходит жук-вредитель. Он свое дело знает: прокладывает ходы прямо внутри деревьев. Такую древесину в дальнейшем качественной не назовешь, значит, потеряет лесхоз прибыль. Из-за активности короеда-типографа в 2015-м пострадало 55 гектаров ельников. Всего же на защиту леса от заболеваний и вредителей в прошлом году лесхоз потратил 54 миллиона рублей, в первом квартале этого — еще 23 миллиона. 

Немало хлопот доставляют и жители района. Это касается не только риска возникновения пожаров. Каждый сезон — новая проблема. Если березовый сок заготавливается, то обязательно найдутся те, кто будет делать это без разрешительных документов. Деревья вырубают тоже самовольно. Да и мусор периодически отправляют не в контейнер, а под деревья… С начала года в Слонимском лесхозе за различные нарушения уже выписали штрафы и вынесли предупреждения 32 жителям.

Вся эта работа требует вложения немалых средств. Но как сегодня зарабатывают лесхозы? Есть ли перспективы у цехов деревопереработки? Развиваются ли охотничьи хозяйства? Об этом — в следующем письме.

КСТАТИ

В подразделениях Министерства лесного хозяйства для обнаружения, предупреждения и тушения лесных пожаров есть 250 пожарно-химических станций, 650 пунктов противопожарного инвентаря, 513 пожарно-наблюдательных вышек и мачт, 370 из них оборудованы системами видеонаблюдения, 545 пожарных машин. В этом году закуплено 8 пожарных машин и еще 31 для тушения и подвозки людей на места возгораний, также лесхозам передано 20 гусеничных транспортеров для тушения пожаров на заболоченных участках. 

borisovez@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter