Деньги и мат

Тяжелая шахматная действительность

Тяжелая шахматная действительность


«Мой внук, Валентин Ежель, которому 12 лет, стал перед проблемой совсем недетской — он завоевал право участия в чемпионате Европы по шахматам. Но в федерации нет средств, нет их и в ДЮСШ № 3 Гомеля, от которой он выступал. Сумма, необходимая на поездку, небольшая, но в данное время для нашей семьи неподъемная. А надо всего 750 евро. У моего внука 16 медалей, много дипломов, сертификат участника чемпионата мира. Я не знаю, что нам предпринять. Турнир состоится в августе в Италии. Время летит быстро. В настоящее время только шахматная ДЮСШ № 3 сможет выделить небольшую сумму...»


Это строки из письма, недавно пришедшего к нам в редакцию. Как ни печально, но данная ситуация отнюдь не нова. Похожие прецеденты, к сожалению, случаются в белорусском спорте и не только в шахматах. То справа, то слева слышны возгласы о задержках зарплаты, урезании бюджетов и т.п. Однако вернемся к конкретному случаю Валентина Ежеля. За объяснениями мы обратились к государственному тренеру по шахматам Евгению Мочалову.


— Размеры бюджетного финансирования не позволяют нам командировать на международные турниры всех мальчиков и девочек. Годовой бюджет шахмат в районе 110 миллионов! За счет бюджетных средств просто нереально обеспечить всех участников. Скажу больше, из–за скудного финансирования даже национальные мужская и женская сборные уже несколько лет не выезжают на командный чемпионат Европы! Выезд юных спортсменов осуществляется за счет привлечения спонсоров со стороны, благодаря деньгам местных властей. Школа, в которой занимаются дети, вовсе не обязана командировать своих спортсменов на международные турниры. Мы, в свою очередь, с радостью бы вывозили всех детей, но ограничены средствами и просто не имеем такой возможности. Естественно, при распределении средств у нас есть приоритеты. Тот же Ежель в 2007 году участвовал в чемпионате мира до 10 лет. Он занял 99–е место среди 156 участников. Результат, скажем прямо, не ахти. А ведь у нас хватает шахматистов, которые входят как минимум в десятку лучших на подобных турнирах. Например, Сергей Жигалко. В 2003 году он выиграл чемпионат мира до 14 лет и чемпионат Европы до 14 лет, в 2006 году — чемпионат Европы до 18 лет. В этом году Сергей является одним из главных фаворитов чемпионата мира среди юниоров до 20 лет. Однако, исходя из нашей финансовой ситуации, мы до сих пор не знаем, сможем ли командировать его, так как первенство пройдет в Аргентине. Согласитесь, что правильнее было бы собрать деньги для этой поездки, пускай и в ущерб другим юным шахматистам. Я это к тому, что везде должен брать верх здравый смысл. Всегда будут более и менее приоритетные спортсмены. Еще раз повторюсь, если бы была возможность, мы бы с радостью командировали всех желающих на все турниры, но такой возможности у нас банально нет.


Понять Мочалова легко. Финансирования у шахмат и впрямь до неприличия мало. Денег явно не хватает. Тем более в эпоху финансового кризиса. В белорусском баскетболе, к слову, из–за кризиса близки к развалу некоторые команды. В гандболе ряд клубов отказался от участия в еврокубках. Затронул кризис и шахматы. Единственный серьезный международный турнир, традиционно проводимый в Минске в июле — «Инавтомаркет Оупен», в этом году не состоится. Спонсоры отказались давать деньги. Попытки федерации и Министерства спорта найти других меценатов успехом не увенчались.


— Это был единственный турнир, на котором наши сильные игроки могли совершенствовать мастерство, — говорит старший тренер РЦОП по шахматам Семен Мерибанов. — В Беларуси проводится не так уж мало внутренних соревнований, но их уровень не позволяет ведущим игрокам прогрессировать. Поэтому лучшим просто необходимо ездить на международные состязания. Мы стараемся помогать, искать спонсоров. Если бы наши ребята чаще выезжали на серьезные турниры, то результаты были бы выше. Это однозначно. Последние годы мы не ограничивались лишь чемпионатами Европы и мира. Командировали самых перспективных игроков на различные крупные турниры. Однако в этом году в связи с финансовым кризисом ограничимся только официальными стартами.


Как выяснилось, шахматы в Беларуси, несмотря на финансовые проблемы вида, живут и даже прогрессируют. Иногда школы не готовы принять всех желающих. Так, в РЦОП на сегодня этой древней игре обучается около 250 человек. В областях и на периферии интерес к шахматам еще больший. В отдельных возрастах у мальчиков и девочек есть призеры чемпионатов мира и Европы.


— У нас действительно есть очень перспективная и талантливая молодежь, — уверяет начальник национальной команды по шахматам и шашкам Георгий Бугрим. — И мы всячески стараемся вывозить ее на международные соревнования. Без участия в серьезных турнирах молодежь не сможет прогрессировать. Мы прекрасно это осознаем. Но хотелось бы, чтобы родители и родственники детей тоже нас поняли: мы не имеем возможности спонсировать всех и вся. Они ведь тоже могут поспособствовать — сами поискать спонсоров. За последние годы я не помню ни одного случая, чтобы наши ребята, заслужившие право играть на чемпионате мира или Европы, не выезжали на эти соревнования. Кто ищет, тот всегда находит. Кстати, и на участие того же Валентина Ежеля гомельская ДЮСШ № 3 уже давно перевела необходимые деньги...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter