Деньги и их цена

Все идет к тому, что банки наконец перестанут озадачивать клиентов головоломками с вычислением...

Все идет к тому, что банки наконец перестанут озадачивать клиентов головоломками с вычислением реальной стоимости кредитов. Проблема известная. На нее не раз обращала внимание и «СБ». Банк заманивает рекламой низкой процентной ставки. И по договору как будто так и есть. Цена денег внешне приемлемая. Но, оказывается, нужно будет еще заплатить фиксированную сумму за рассмотрение документов, потом ежемесячные обязательные платежи за сопровождение и прочее, и прочее... В итоге со всеми комиссиями реальная стоимость одолженного возрастает в несколько раз. Но многие ли способны досконально рассчитать правильную стоимость денег? А психологически трюк срабатывает. В глаза в первую очередь бросаются цифры, напечатанные крупным шрифтом. Но возможности ловчить скоро не останется. Барьер будет поставлен на законодательном уровне. И по словам председателя Постоянной комиссии по денежно–кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Евгения Артюшенко, «банкиры достаточно благоприятно воспринимают этот шаг. Они говорят о том, что формируется равнозначное конкурентное поле, когда все будет понятно, когда конкурентные условия для этого рынка будут прописаны единообразно для всех».


Запрет на любые дополнительные платежи по кредитам будет предусмотрен новой редакцией Банковского кодекса. Эта норма в числе поправок к документу, принятых Палатой представителей в первом чтении. Есть и другие новшества. Устанавливается, что доход по депозиту должен выплачиваться только в денежной форме. Запрещается взимание платы за внесение денег на счет или его пополнение. Нацбанк не сможет заниматься непрофильной деятельностью. Ему нельзя будет кредитовать финансирование дефицита бюджета и приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении. Не сможет он участвовать и в хозяйственных обществах, не связанных с банковской деятельностью. Есть и некоторые другие изменения, регулирующие банковский бизнес.


У депутатов же, а позже журналистов было немало и других вопросов к представлявшей законопроект Председателю Правления Нацбанка Надежде Ермаковой. Тема денег всегда вызывает живой интерес. Вот что она ответила.


О ставке рефинансирования и цене кредитов


Н.Ермакова напомнила, что вопрос снижения ставки рассматривается в проекцию на инфляцию:


— В первой половине мая у нас уже будет вся статистика, и следом за инфляцией мы пересчитаем. Ставка рефинансирования должна быть однозначно положительная, то есть выше инфляции в среднегодовом исчислении... Если инфляция за месяц сложится на уровне около 2 процентов, то снижение ставки рефинансирования может составить ориентировочно 2 процентных пункта. Задерживать снижение ставки рефинансирования никто не будет...


О деноминации


Н.Ермакова заверила, что Нацбанк пока этот вопрос не прорабатывает:


— Мы считаем, что в 2012 году говорить об этом преждевременно. Главная задача в текущем году — справиться с инфляцией. Приостановить ее рост хотя бы до того уровня, который определен основными направлениями развития экономики. В период, когда существует высокая инфляция, нельзя заниматься другим вопросом. Ну и острой потребности делать деноминацию в 2012 году нет...


Однако учитывая, что идет рост доходов населения, идет рост белорусской экономики и производство будет увеличиваться, мы считаем, что где–то в 2013 году уже можем начать говорить, начинать продумывать и в течение, возможно, 2013 года готовиться к деноминации. Это серьезная работа. В том числе и деньги должны быть подготовлены новые.


О компенсации вкладов


Тему поднял депутат Анатолий Глаз, предположив, что средства на компенсацию могут быть предусмотрены бюджетом на 2013 год и взять их можно из прибыли банков. Председатель Правления Нацбанка так не считает:


— В душе я за компенсацию вкладов. Но я не могу инициировать такой вопрос. Я как Председатель Правления Нацбанка должна способствовать принятию таких решений, которые бы соответствовали задаче сбалансирования наличия денег в экономике. Сформировать бюджет с дефицитом, а потом думать, где взять деньги — идти на внешний или внутренний долг, — не совсем правильно.


Взять деньги из прибыли банков? Нарушить закон и влезть в чужую собственность? Не думаю, что вы (депутаты. — Прим. авт.) примете такой закон. Сделать это можно только через госсобственность — через бюджет. Если будут лишние деньги, доходы будут превышать расходы — я не против, инициируйте, чтобы часть этих средств была направлена на компенсацию вкладов. Но в бюджете 2013 года, я так понимаю, не будет столько денег: много неисполненных гарантий, которые выдавались банкам за выдачу кредитов нашим предприятиям, которые модернизируются. Но если будут лишние деньги — я не буду возражать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter