Денежные реки, белорусские берега…

Главным направлением экономических реформ в нашем государстве стала разработка и реализация инвестиционной политики. Эти меры более чем своевременны, ведь внутренних источников финансирования недостает для того, чтобы реализовывать те грандиозные планы и проекты, которых нынче не счесть в республике.

Главным направлением экономических реформ в нашем государстве стала разработка и реализация инвестиционной политики. Эти меры более чем своевременны, ведь внутренних источников финансирования недостает для того, чтобы реализовывать те грандиозные планы и проекты, которых нынче не счесть в республике.

По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, в последние годы сложилась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. Причем объемы зарубежных вложений постоянно увеличиваются.   Этот отрадный факт свидетельствует о том, что стабилизация экономической ситуации в Беларуси, определение инвестиционной политики государства имеют заманчивый характер для иностранных инвесторов.

Валовой объем поступления иностранных инвестиций в 2005 году составил 1,8 млрд. долларов, что на 19,7 % больше, чем за 2004 год. За первую половину текущего года в реальный сектор экономики республики (кроме банков) поступил 1 млрд. долларов иностранных инвестиций. Темп их поступления составил 125,5 % к аналогичному периоду прошлого года.

Самыми привлекательными для Беларуси, как для страны-импортера, являются прямые инвестиции. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, такие капиталовложения оказывают благотворное влияние в сфере трансферта технологий, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д. Начиная с 2002 года наблюдается постоянный рост валового поступления прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику.  В 2002 году они составили 298,9 млн. долларов (41,4 % от всех полученных инвестиций), в 2003 году – 674,5 млн. долларов (51,6 %), в 2004 году  – 859,2 млн. долларов. Поступление прямых инвестиций снизилось лишь в 2005 году, который предшествовал президентским выборам в стране. В связи с подобными событиями, иностранные инвесторы, как правило, занимают выжидательную позицию. Зато с весны  нынешнего года вновь наблюдается  уверенный приток прямых капиталовложений.

Другая форма внешнего финансирования – портфельные инвестиции. Они представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и  другие организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Для Беларуси они играют большое значение. Но, к сожалению, такая форма иностранных инвестиций пока не получила должного развития, так как инвесторов не привлекает перспектива вкладывания «портфельных денег» в нашу экономику. Одна из причин тому –  отсутствие в республике реально функционирующего рынка ценных бумаг. Наш внутренний фондовый рынок недостаточно развит, а потому  еще не признан на мировом фондовом рынке. В 2002–2005 годах портфельные инвестиции поступали в Беларусь лишь из 10 стран. Первые два года лидерство здесь удерживали россияне, а по итогам 2005 года нашим главным портфельным инвестором стала Италия, на долю которой пришлось  80 % от всего объема вложений.

В 2005 году в реальный сектор экономики поступило всего 246,9 тысячи долларов портфельных инвестиций (0,01 % от общего объема капиталовложений). За первое полугодие 2006 года поступление таких инвестиций  в 3 раза превысило  уровень аналогичного периода прошлого года.

Анализ привлеченных иностранных инвестиций показывает их  отраслевую направленность. Основная доля инвестиций идет  либо в экспортно-ориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и невысокой фондоемкостью. Безусловный лидер по привлечению иностранных инвестиций – промышленность. В прошлом году 44,4 % от общего числа инвестиций были вложены в реальный сектор экономики. Популярна среди инвесторов  сфера оказания коммерческих услуг, функционирование рынка – 24,7 %, торговли и общественного питания – 15,5 %, коммуникаций – 7,8. 

Следует отметить, что отраслевые предпочтения иностранных инвесторов в немалой степени зависят и от региона республики. В прошлом году свыше 70 % зарубежных вложений пришлось на Минск и область, в первом полугодии 2006 года – 76,8 %. Менее всего инвестиций привлекают организации Гродненской области – 0,7 %.

Следует отметить, что территориальные предпочтения инвесторов остаются на протяжении последнего времени практически неизменными.

Наиболее активно в Беларусь «вкладывает» Россия – в среднем за последние годы 25 % от общего количества инвестиций, и страны Евросоюза – порядка 50 %. Наиболее активные европейские вкладчики – Швейцария, Австрия, Германия, Латвия, Великобритания.

Однако даже увеличивающиеся потоки инвестиций пока недостаточны для динамично развивающейся экономики нашей страны. Она остро нуждается в «подпитке». Стимулирование притока иностранных инвестиций на сегодняшний день, как никогда, актуально.  В связи с этим встает два вопроса: в какие сферы приток должен быть ограничен, а в какие его следует привлекать в первую очередь.

Специалисты Минстата считают, что иностранный капитал может быть допущен во все сферы экономики, кроме тех, которые находятся в государственной монополии, и без ущерба для национальных интересов. Ограничивать следует только прямые иностранные инвестиции. Их приток целесообразно «фильтровать» в отрасли, связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов (добывающие отрасли, вырубка леса), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы), телекоммуникации. Здесь имеет смысл использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть кредиты, займы. И хотя они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов и быстрой окупаемости капиталовложений. Зарубежный капитал в форме организаций со стопроцентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции,  строительство, производство товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики – ведь это поступление финансовых ресурсов без потери контроля с нашей стороны над объектом инвестирования. Это преимущество особенно важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter