Снижение госдолга и новации для бюджета - какой будет программа управления госфинансами до 2025 года
Денежная сторона вопроса
Премьер-министр Сергей Румас в начале заседания напомнил: основная цель документа — «запрограммировать» бюджетные расходы по годам и начать системно решать такие проблемы, как высокий уровень госдолга, фискальные риски в работе реального сектора, неравномерность развития регионов, и другие.
— По согласованию с Президентом программа включена в перечень государственных программ на 2016—2020 годы. Документ в целом согласован постоянной межведомственной комиссией по государственным программам при Минэкономики. В то же время имеется ряд вопросов, которые необходимо сегодня обсудить. Прежде всего это вопросы снижения долговой и налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговой нагрузки стимулирует развитие бизнеса.
По словам Сергея Румаса, налоговая нагрузка зафиксирована с 2019 по 2025 год на одном уровне — не более 26 процентов к ВВП.
— Это даже выше, чем есть сегодня — 24,7 процента. При этом налоговая нагрузка рассчитана без учета взносов в ФСЗН, что фактически не отражает реального положения дел.
Премьер-министр обратил внимание, что в проекте госпрограммы не просматривается сокращение объемов неисполненных организациями реального сектора экономики обязательств перед бюджетом, отсутствуют целевые показатели роста экспорта и инвестиций. Кроме того, по проекту программы имеются неучтенные замечания. В основном они связаны с вопросами оказания государственной поддержки.
Некоторые детали проекта программы раскрыл первый заместитель министра финансов Юрий Селиверстов. По его словам, планомерное снижение госдолга и совершенствование подходов при выделении бюджетных денег станут ключевыми задачами.
— Основной посыл, который стоит, — это то, чтобы мы не наращивали государственный долг. Поэтому мы предусматриваем ряд параметров, которые позволят планомерно его снизить. Резкого уменьшения и резких изменений не ожидается. Это плавный процесс. Есть международные соглашения, есть обязательства. Это не просто взять одномоментно его изменить по нашему желанию. Но больше, чем сейчас, госдолг не будет к 2025 году.
К слову, и статистика свидетельствует о планомерном снижении этого параметра. Так, на 1 июля этого года государственный долг страны составил 43,1 млрд рублей и уменьшился по сравнению с началом 2019 года на 2,3 млрд, или на 5 процентов. Внешний госдолг также идет на планомерное снижение. Он составил 16,7 млрд долларов и с учетом курсовых разниц уменьшился с начала года на 0,2 млрд долларов, а это 1,2 процента.
Что касается бюджетной политики, еще одного важного направления госпрограммы, то Юрий Селиверстов отметил: на среднесрочную перспективу заложены параметры по дефициту и профициту до 2025 года.
— Планируется в целях совершенствования выделения средств более плотно подойти к вопросу выделения бюджетных средств в соответствии с нормативами, которые должны быть разработаны в каждой отрасли, чтобы обеспечить справедливое распределение средств. В ближайшей перспективе прогнозируем бездефицитный бюджет. В среднесрочной перспективе дефицит возможен.
Касательно параметров бюджета Юрий Селиверстов уточнил, что на трехлетний бюджет в полном объеме пока переходить не будут. Финансовая программа республиканского бюджета уже формируется на три года, в ней закреплены определенные макропараметры. Но детализации по всем статьям бюджета на трехлетний период в ближайшее время, то есть до 2025 года, не планируется.
sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.