В этот великий праздник храмы украшают свежей зеленью, а приходящие люди украшают себя радостью от сопричастности великому событию, которое произошло в святом городе Иерусалиме на пятидесятый день после Воскресения Христова. Он вознесся от земной реальности в иную, Божественную, туда, где находился до Своего Воплощения. Покидая Своих учеников, Господь Иисус Христос обещал им всегда быть с ними. Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда в виде языков пламени на апостолов сошел Святой Дух.
С момента Воплощения Христа Спасителя, истина о том, что Бог — один по существу, но троичен в Лицах, открывалась людям постепенно. Бог Отец открыл Себя в день Крещения Господа Иисуса Христа голосом с неба, которым засвидетельствовал спасительную истину о служении Бога Сына, а Дух Святой явился в этот момент в образе голубя. Бог Сын — Господь Иисус Христос — во время земной жизни открывал Свое Божественное достоинство лишь немногим. Так было на горе Фаворе в день Преображения, где апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Его Божественную славу. В личности Христа Божественная и человеческая природа соединилась, не сливаясь и не разделяясь. Человеческая природа Христа умерла на Кресте, но воскресла в день Вознесения. Она вместе с Божественной природой вознеслась в Божественную реальность.
И вот в день Пятидесятницы ученики Христовы уже не из слов и видений, а через личную встречу узнают Бога Духа Святого. Дух Святой вселяется в апостолов, и Его силой они проповедуют по всему миру.
Человеку невозможно полностью постичь Бога. Однако отчасти мы к этому приближаемся. Важной антиномической характеристикой нашего Бога является сочетание в нем двух качеств: единства и троичности. Бог Един по существу и Троичен в Лицах.
В далеком XIV веке удивительный русский святой преподобный Сергий Радонежский, используя сложные обстоятельства того времени, сумел объяснить своим соотечественникам практическое значение истины о Боге-Троице. В то время Русь находилась под монгольским игом. А что привело к нему? Желание русских князей жить отдельно друг от друга, самостоятельно. Это желание быстро привело к постоянным конфликтам за территорию, ресурсы, население, ослабило древнерусские княжества и сделало их легкой добычей: в восточной Руси — монголов, а в западной — литовцев. Спустя более чем 100 лет ига преподобный Сергий Радонежский, с любовью и кротостью обращаясь к русским князьям, открывал им Божественную реальность Святой Троицы как модель для государственного строительства. Три Лица Святой Троицы едины по природе, но при этом являются отдельными Личностями, живущими по законам любви, взаимопомощи и гармонии. Эти законы нужно положить в основу земной жизни и государственного строительства так, чтобы каждое княжество, сохраняя свою уникальность и самостоятельность, жило единой жизнью с остальными, служа другим своими сильными сторонами и получая помощь в своих недостатках. Преподобный Сергий не только благословил святого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, но и до этого лично объехал тех князей, которые не хотели послужить общему делу, и убедил их объединиться в святом деле восстановления русской государственности. И это дело совершилось.
Так трудности и испытания помогают нам познавать Бога и становиться лучше и сильнее. Закон взаимного уважения и взаимопомощи, открытый нам Богом-Троицей, приводит к осознанию того, что любое мое сильное качество, любой избыток материальных благ дан мне для служения другим людям. А соответственно, люди, лишенные чего-то, даны сильным для исполнения закона любви и взаимопомощи. Слабые даны сильным для того, чтобы поделиться своей силой. Этот принцип применим везде: в семье, трудовом коллективе, обществе, отношениях между государствами.
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»