День с иголочки

Если у крупных магазинов и рынков запахло хвоей, значит, Новый год уже на носу...

Если у крупных магазинов и рынков запахло хвоей, значит, Новый год уже на носу. Только в Минске заработало около 150 елочных базаров. Впрочем, эти торговые точки — завершающее звено на пути от производителя к потребителю. Корреспонденты «СБ» отправились в лесхоз на делянку, чтобы увидеть весь процесс заготовки воочию.


Ясно, что в лес просто так не придешь, чтобы срубить понравившееся деревце. Монополия на заготовку елей — у лесхозов. Они разводят целые плантации, чтобы обеспечить спрос. Елки в кадках, искусственные деревья — это, конечно, модно и все более востребованно с каждым годом. Но для некоторых праздник вместе с ними получается какой–то ненастоящий... Честно скажу, у меня был и свой меркантильный интерес. Вместе с лесоводом Воробьевского лесничества Слуцкого лесхоза Анной Чернушевич выбираем новогоднее дерево, которое украсит мою квартиру. На плантации, посаженной восемь лет назад, их тысячи. Отборнейших, пушистых, от мала до велика. В общем, на любой вкус. Да и недорого. Ходи, приценивайся...


— Выбирайте! Только учтите: эту с биркой трогать нельзя. За ней скоро приедут оптовые покупатели. В этом году ели на продажу у нас берет компания, владеющая сетью автозаправок. Предлагают своим клиентам. Другое дело, цены там гораздо выше. А вот эту елку с биркой забраковали. На ней мох. Зато красивая. Будете брать? Или давайте вот эту — с толстым стволом.


Анна Чернушевич из деревни Замостье орудует топором вот уже 21 год. Этой зимой заготавливать елки тяжеловато — нижние ветки засыпаны снегом и без лопаты к ним не подобраться. А вот мороз Анне Анатольевне, наоборот, помогает. Лесовод утверждает: подмороженные ели рубятся лучше. Сейчас проверим на практике. «Вот эту!» — показываю я.


Десяток взмахов топором — и деревце можно забирать. Только для начала придется сделать крюк в ближайшее лесничество. За путевкой. Появляться без чека на дороге чревато. Если заметят сотрудники Государственной лесной охраны и Госавтоинспекции, придется заплатить солидный штраф. Плантации и ельники нынче охраняются, словно режимный объект. Оно и понятно. Попробуй объясни жителям ближайших деревень, что за дерево, за которым испокон веков просто ходили в лес, теперь нужно платить! Что заготовка елей превратилась в новогодний бизнес.


— Его рентабельность — 150 процентов от затрат. В этом году мы планируем заработать более 100 миллионов рублей, хотя цены относительно небольшие. Вообще же, ежегодно Слуцкий лесхоз заготавливает от двух до трех тысяч новогодних елей. Сначала деревья, как правило, закупают предприятия, частные компании и оптовые продавцы. Наша география сбыта — это Солигорский и Слуцкий регионы. А уж к третьей декаде декабря за деревьями приезжает и население. В первые дни — человек 20 — 30. А в самый пик продаем до 200 елок в день, — описывает новогодний бизнес языком цифр главный лесничий Слуцкого лесхоза Роман Ожигар.


Кстати


В минском парке имени Горького тем временем решили в канун новогодних праздников нарядить не ель: яркими красками благодаря группе дизайнеров расцвело арт–дерево. Причем без стандартных в эту пору года украшений — гирлянд и шаров. Дерево обнимают разноцветные веселые человечки. Они символизируют основную задумку композиции: яркие люди могут разукрасить город.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter