1 января 1919 года — день провозглашения БССР

День рождения республики

1 января 1919 года — день провозглашения БССР...

1 января 1919 года — день провозглашения БССР. Символично, что эта дата совпадает с Новым годом. 95 лет назад и вправду началась новая эра в нашей истории.

Территория республики охватывала почти все земли, где проживали в то время белорусы, — от Белостока до Смоленска. Но лишь на бумаге. В реальности все было сложнее.


Подготовка к провозглашению Социалистической Советской Республики Белоруссии — так называлась согласно документам тогдашняя БССР — началась еще осенью 1918 года.


Национальный архив Республики Беларусь в 2005 году опубликовал подготовленный Виталием Скалабаном и Вячеславом Селеменевым сборник документов «1 января 1919 года: Временное рабоче–крестьянское советское правительство Белоруссии». В книге проанализированы все доступные материалы, посвященные рождению республики. Ученые пришли к заключению: «Решение о создании белорусского советского правительства было принято Центральным комитетом Российской коммунистической партии (большевиков). Правительство формировалось в Москве, а затем в Смоленске и Минске. В него вошли представители двух групп.


Первую составили деятели белорусских секций РКП(б) и Белорусского национального комиссариата — структурного подразделения Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Их лидером был Дмитрий Жилунович, ставший председателем правительства.


Другую составили деятели Северо–Западного обкома РКП(б) и Исполкома Советов Западной коммуны во главе с Александром Мясниковым, ранее отрицавшие право белорусов на самоопределение и боровшиеся против Белнацкома и белорусских секций РКП(б) как рассадников национализма. Один из них, Вильгельм Кнорин, писал 6 октября 1918 года в газете «Звезда»: «Мы считали, что белорусы не являются нацией и что те этнографические особенности, которые их отделяют от остальных русских, должны быть изжиты».


В «Манiхвэсце Часоваго работнiча–селянскаго савецкага правiцяльства Беларусi», под которым стоит дата 1 января 1919 года, провозглашалось и социальное, и национальное освобождение: «Горацешная пакутная Беларусь рабочых i бедных селян, сперша доўгiя вякi свайго жыцьця служыўшая сродкам для абагачэньня польскаго вяльможнаго панства–памешчыкаў, а потым захопляная пад уцiск расейскаго крываваго самадзяржаўя з яго гэнераламi i самаўладным чыноўнiцтвам, перажыўшая цяжкая ярмо нямецкаго прыгону, цяпер аслабаняяцца ад доўгай вякавой пакуты адважным наступам чырвонае армii, прычашчаяцца да новаго вольнаго жыцьця, якое будуяцца на закладзiнах камунiзму, на фундамянця мiжнароднае злукi працоўнага люду.


Рабочыя, селянская бяднота i чырвонаармейцы Беларусi!


Памiж працоўнымi народамi Расеi, Лiтвы, Украiны i Латвii ад сягоньняшнаго дню становiцяся i вы вольнымi i поўнапраўнымi гаспадарамi вольнай незалежнай Беларускай Сацыялiсткай Распублiкi!»


Эти полные революционной страсти слова их автор Дмитрий Жилунович в переводе на русский прежде дал на согласование Сталину. Именно Иосиф Виссарионович, народный комиссар по делам национальностей и член Революционного военного совета РСФСР, курировал создание нашей республики. Еще 25 декабря 1918 года он поставил Мясникова перед фактом: «ЦК партии решил по многим соображениям, о которых теперь говорить не приходится, согласиться с белорусскими товарищами (т.е. группой Жилуновича. — В.К., В.С.) на образование Белорусского советского правительства. Вопрос этот решен и обсуждать уже не приходится».


29 декабря Сталин опять говорил с Мясниковым: «Сегодня выезжают в Смоленск белорусы (группа Жилуновича. — В.К., В.С.). Везут с собой манифест. Просьба ЦК партии и Ленина принять их, как младших братьев, может быть, еще неопытных, но готовых отдать свою жизнь партийной и советской работе».


Сталин в пропагандистских материалах 1930–х — 1950–х объявлялся «основателем БССР». Во время хрущевской «оттепели» историю подкорректировали: создателем БССР называли лишь Ленина. Впрочем, к делу были причастны оба. Именно московские вожди являлись инженерами новой республики. «Младшим братьям» Жилуновичу и Мясникову отводилась роль рядовых строителей по готовому проекту. 1 января 1919 года Иосиф Виссарионович телеграфировал Мясникову: «Должен напомнить, что правительство будет находиться в прямой связи с ЦК партии и ему подчиняться. Попросите Жилуновича прийти к аппарату сегодня же».


Итак, 1 января республику провозгласили в Смоленске. Лишь через день глава правительства Жилунович с товарищами Дыло, Червяковым и Чернушевичем выехали в Минск. Осип Дыло позже вспоминал, как добирались первые лица Белоруссии в свою столицу: «Пасярэдзiне вагона прыладжана была звычайная бляшаная печка, i, грэючыся ўсю дарогу, усю ноч бязупынна гаварылi члены ўраду, абгаварваючы сваю будучую штодзённую працу. Пасля галоднай Масквы надзвычай смачным быў куплены па дарозе чорны хлеб i сала. Адна за другою ляцелi станцыi. У адным месцы, дзе прышлося змяняць паравоз, чыгуначнае начальства са здзiўленнем глядзела, адкуль гэта ўзялiся «Члены Беларускага Ураду», а адзiн адказны працаўнiк у прастаце сваёй душы задаваў пытаннi, цi не ўрад гэта Беларускае Рады (т.е. БНР. — В.К., В.С.)».


Железнодорожный служащий спутал членов правительства одной белорусской республики с другой. Это не анекдот. А противоречивая действительность того времени. Создатели БССР в своем «Манiхвэсце» считались с попыткой создания БНР и демонстративно «низвергали» политических конкурентов: «Прадаўнiчая буржуйная Беларуская Рада з яе так празыванымi «народнымi мiнiстрамi» абвяшчаяцца бязабароннай законамi.


Усе законы, пастановы, распарадкi i прыказы Рады i яе слуг, а так сама нямецкiх, польскiх i украiнскiх акупацыйных уласьцёў лiчацца ня сапраўднымi».


Отдельные видные деятели интеллигенции создание БССР рассматривали как долгожданное воплощение «белорусской мечты» о своем государстве. Писатель Максим Горецкий 3 января 1919 года выступил в смоленской газете «Известия» со статьей «Нiхай жыве комунiстычная Беларусь». 6 января глава правительства и министр иностранных дел БНР Антон Луцкевич записал в дневнике: «З’явiлася вестка, што ў Менску савецкiя ўласцi апавясцiлi незалежнасць Савецкай Беларускай Рэспублiкi. Гэта ўсiх так наэлектрызавала, што ўсе як адзiн гатовы ехаць у Менск i працаваць разам з бальшавiкамi». 26 января Луцкевич был уверен, что «iдэя Беларускай рэспублiкi можа святкаваць поўную пабеду. Аб ёй гавораць, за яе бяруцца бароцца тыя, хто яшчэ ўчора бароўся процi яе. I тыя ж бальшавiкi, каторыя разганялi ўсебеларускi з’езд у снежнi 1917 году, аб’явiлi незалежную савецкую Беларусь у фэдэрацыi з Расеяй, а да ўраду яе ўвялi Жылуновiча, Дылу, Фальскага, Чарвякова i iншых праўдзiвых беларусаў, часцю ўчаснiкаў таго ж разагнанага кангрэсу».


Однако Луцкевич поспешил с выводами. Он не знал о том, что еще 22 января 1919 года московский посланник в Минске Иоффе на заседании Центрального бюро КП(б)Б совсем иначе объяснил появление БССР: «После краха германского империализма снова настает период националистических стремлений. Этими стремлениями хотели воспользоваться империалисты для создания республик, через которых они могли бы влиять в желательном смысле на Советскую Россию. Чтобы избежать этого, а также непосредственного воздействия империализма на Россию, ЦК решено создать между им и нами ряд республик–буферов. В частности, необходимо отгородиться от польского и петлюровского империализма. На основании этих соображений ЦК постановил образовать Литовскую и Белорусскую Республики.


На этих основаниях Ленин образовал Белорусскую Республику».


2 — 3 февраля в Минске, в здании нынешнего Купаловского театра, собрался Первый съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии. Депутаты одобрили инициированное в Москве решение о передаче из состава БССР в РСФСР Смоленской, Витебской и Могилевской губерний. Жилуновича, Дыло и Фальского отстранили от их должностей.


8 — 10 февраля Дыло, Фальского и Шантыра арестовали. Партийная газета «Звезда» в редакционной статье от 5 февраля 1919 года «К итогам съезда Советов Белоруссии» подвела черту: «Съезд подтвердил, что потуги белорусской националистической интеллигенции к созданию «своего» белорусского языка, «своей» национальной культуры напрасны». Кнорин позже тот переломный момент охарактеризовал так: «После этого мы взялись проводить белорусскую политику уже сами, не руками белорусов, а уже руками интернациональными. Те были за широкое проведение белорусского языка, а у Мясникова была такая политика, что мы проводим определенную линию, ориентируясь в сторону Москвы».


Судьба большинства членов первого правительства БССР трагична — причем жертвами стали и члены группы Жилуновича, и Мясникова. В 1919–м расстреляли Найденкова, в 1920–м — Шантыра, в 1930–е во время репрессий погибли Жилунович, Андреев, Калманович, Пикель, Рейнгольд, Чернушевич, Яркин. В 1937–м покончил жизнь самоубийством Червяков — не выдержал травли. Некоторые из первых лиц первой республики дождались реабилитации лишь к концу ХХ столетия.


***


На упомянутом Первом съезде Советов Белоруссии в феврале 1919 года было принято решение об объединении Советской Белоруссии с Советской Литвой в Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии. Ее существование оказалось недолгим. На протяжении апреля — августа большую часть этих земель захватила Польша, а оставшиеся территории были присоединены к РСФСР.


Лишь 31 июля 1920 года, после изгнания поляков из Минска, была вновь провозглашена Социалистическая Советская Республика Белоруссия, включавшая всего 6 уездов Минской губернии с городами Минск, Слуцк, Бобруйск, Борисов, Мозырь, Игумен (Червень). В 1924, 1926 годах из состава РСФСР были возвращены БССР земли с белорусским населением. В 1939 году БССР приросла за счет воссоединения Западной Белоруссии.


В 1945 году БССР стала одним из государств — учредителей Организации Объединенных Наций.


19 сентября 1991 года Верховный Совет БССР принял Закон «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики», который провозглашал: «Белорусскую Советскую Социалистическую Республику впредь называть «Республика Беларусь», а в сокращенных и составных названиях — «Беларусь».


Виктор КОРБУТ, «СБ», Вячеслав СЕЛЕМЕНЕВ, главный архивист Национального архива.


Советская Белоруссия №246 (24383). Вторник, 31 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter