Комбат Владимир Марченко из Чаус — о том, как дважды обманул смерть

«День Победы я встретил в госпитале»

В двадцать один он командовал взводом. В двадцать пять — батальоном. Фронтовик Владимир Марченко пережил несколько ранений, причем дважды был на волоске от смерти. Ветеран из Чаус и сегодня при деле: в гости к нему регулярно приходят школьники, представители власти, общественность. Почетный гражданин района встречает их как положено офицеру — в полной выправке, не делая скидок на здоровье или возраст. К слову, до знаковой даты ему остался год с небольшим: аккурат 22 июня ветерану Великой Отечественной исполнится 99 лет. Подвиги Владимира Марченко отмечены множеством орденов и медалей, а в его личном архиве хранятся именные часы от Президента нашей страны и благодарственное письмо от российского лидера.

Звание — досрочно

Владимир МАРЧЕНКО не раз был на волосок от смерти. 
Весеннее солнце рвется в комнату сквозь чисто вымытые стекла окон, оседает на лепестках комнатных цветов, бликует на зеркальном отражении картин. Дом Владимира Марченко далек от помпезности, но для хозяина он — самый уютный. Шагнул с крыльца, и ты в огороде, где уже цветут яблони и совсем скоро на грядках поднимется зелень. Таким же простым был и его отчий дом в деревне Ерошовка Климовичского района, откуда начался путь в большую жизнь. Сначала — в сельхозтехникум в райцентр, где выучился на зоотехника. При этом еще и семье помогал: отдавал родителям свою стипендию. А когда получил диплом, отвез документы в Лепельское пехотное училище. Его успехи в боевой, политической подготовке и учебе были отмечены значком «Отличник РККА».

— Сегодня уже мало кто знает, как расшифровывается эта аббревиатура. А очень просто — отличник рабоче-крестьянской Красной Армии, — Владимир Васильевич признался, что очень дорожил этим нагрудным знаком.

Война застала его в учебном лагере под Череповцом. Как и другим курсантам, лейтенантское звание Марченко присвоили досрочно. Еще через несколько месяцев молодой офицер попал на передовую: на Западный фронт, в 1253-й стрелковый полк, который занял оборону под Москвой. «Немец был так близко от столицы нашей большой тогда Родины, что наверняка в бинокль мог рассматривать купола московских церквей», — поделился ветеран. 21-летний лейтенант осенью сорок первого уже командовал взводом. Среди подчиненных были и те, кто вдвое старше.

— Во время подготовки они говорили: будем слушать вас, а вы — нас. В целом общий язык мы находили, — признался фронтовик.

Владимир МАРЧЕНКО был одним из лучших курсантов военного училища.
Контрнаступление советских войск, вспоминает Владимир Марченко, началось в декабре. Когда осуществляли прорыв к городу Клин, комвзвода тяжело ранили. Владимир Васильевич считает, что ему тогда повезло. «В кармане гимнастерки с правой стороны лежали удостоверение о присвоении звания лейтенанта и деньги — 50 рублей рублями и три трешки. Они-то и прикрыли меня от убойной силы осколка мины», — но правая рука, рассказал ветеран, серьезно пострадала. Шинель, добавил, вся была в дырах. Залечивал рану в госпитале в Иваново.

Здравствуй, мама!

После выписки Владимир некоторое время обучал военному искусству других как командир роты курсов младших лейтенантов. А летом сорок третьего вновь попал на фронт. К тому времени уже старший лейтенант возглавил стрелковую роту.

— Освобождали Смоленщину. К осени наша 19-я гвардейская стрелковая дивизия ступила на белорусскую землю, — поделился воспоминаниями фронтовик. — В боях под Лиозно меня опять ранило, и очень сильно. В ногу.

И снова госпиталь, на этот раз в Москве. Врачи и медсестры выхаживали парня четыре месяца. Все это время молодой командир не терял связи с однополчанами — писали друг другу письма. На линию фронта к боевым товарищам отправился после выписки, в начале сорок четвертого. Добирался где на товарняке, где на попутках. Лечивший парня майор выхлопотал для Марченко десять дней командировки, и у красноармейца оставалось время, чтобы заглянуть в родную Ерошовку.

— Когда дошел до села, меня обогнала какая-то женщина и давай кричать: «Пелагея, твой Володька идет!» Мать в это время в бане мылась, — боль, счастье и радость этой встречи, признался Владимир Васильевич, словами даже описать невозможно.

Ерошовка была сожжена, и молодой офицер попросил дислоцировавшихся в деревне саперов, чтобы те помогли его родным построить землянку: материнских сил на это просто не хватило бы. И отправился дальше в путь в сторону Витебска. В часть прибыл практически в последний день командировки. Уже в новой должности — заместителя командира учебно-стрелкового батальона. Участвовал в ликвидации Витебского котла.

— Дали команду: чтобы «комар не пролетел». Мы задачу выполнили: открыли огонь по пытавшимся вырваться из окружения фашистам. Пока, наконец, те не подняли белый флаг, — рассказал Марченко.

За эту операцию Владимира Васильевича наградили орденом Красного Знамени.

За себя и сына

Деньги, которые спасли жизнь ветерану, сейчас хранятся в чаусском музее. 
С боями продвигались в Литву, затем — в Восточную Пруссию. «Укрепления немцев там были очень мощные, но мы прорвали их оборону», — отметил фронтовик. К марту победного сорок пятого он уже сам командовал батальоном, в атаки 25-летний парень вел по пятьсот человек! Судьба снова испытала его в боях за Кенигсберг: молодой герой опять был ранен. На этот раз от верной гибели его защитили орденская планка и лежавший в нагрудном кармане комсомольский билет. Однако осколки в теле остались навсегда, доставать их врачи сочли рискованным. Тем более что и в целом ранение было очень тяжелым: красноармейца лечили несколько месяцев, а затем дали вторую группу инвалидности.

— В госпитале в Вологде я и встретил День Победы, — отметил ветеран.

Уже позже узнал, что его отец Василий Демьянович дошел до Берлина и оставил на рейхстаге подпись — за себя и сына. А также за всех тех, кто ждал этого часа долгие четыре года.

Владимир Марченко признался, что во время встреч со школьниками ребята его часто спрашивают: страшно ли было на войне? Он не скрывает, что да:

— Мы были молодыми, хотели жить. А смерть приходилось видеть каждый день.

Мирный этап жизни капитана Марченко опять-таки начался с родной Ерошовки. Он планировал вернуться к первой полученной специальности зоотехника. Но судьба распорядилась иначе. В Климовичском райкоме, куда коммунист пошел становиться на партийный учет, фронтовику заявили: его место — в военном отделе, заведующим. Позже он возглавил орготдел райкома.

Благодарность от  Президента

Свою любовь герой-красноармеец встретил после войны.

— Дело было так. Меня командировали в деревню Высокое: туда на сутки дали машину для обмолота и нужно было организовать работу техники, а потом передать другому хозяйству. Время было вечернее, народ на танцах. Я пришел на вечеринку, спросил, есть ли комсомольцы? В войну комсомол для меня был опорой и на гражданке не подвел: нашлись желающие помочь в выполнении задания.

Как оказалось, среди танцующих в тот момент была и его Тая. Через некоторое время они встретились вновь, уже в доме родителей девушки. Вскоре поженились, а затем переехали в Чаусы, где Владимир Васильевич занял пост секретаря райкома. В целом на ответственных должностях трудился почти полвека. В его активе — два ордена «Знак Почета» и десятки почетных грамот, в том числе от Верховного Совета БССР. За активную работу по патриотическому воспитанию молодежи Владимир Марченко получил от Президента Беларуси Благодарность и именные часы. А лидер России Владимир Путин прислал ему письмо, в котором поздравил с 75-летием контрнаступления в битве под Москвой.

— Этот город для меня давно стал родным, — не скрывает фронтовик. — Я был участником парада на Красной площади в честь 50-летия Великой Победы в 1995 году. В качестве почетного гостя приглашали на празднование 850-летия российской столицы и по другим знаменательным поводам.

Сегодня силы уже не те, но фронтовую закалку никто не отменял. В День Победы ветеран обязательно наденет свой тяжелый от наград парадный пиджак. Примет поздравления от родных и близких, руководства района и области. И обязательно пожелает всем самого главного — здоровья и мирного неба над головой. Он, как никто другой, знает, какую цену пришлось заплатить за нашу свободу.

Фото автора и Андрея Старова


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter