День независимости бизнеса

К концу года показатель по количеству субъектов предпринимательства на тысячу жителей Беларуси утроится. Вступивший недавно в силу Указ Президента № 302 определил упрощенный порядок преобразования индивидуальных предпринимателей в унитарные предприятия

К концу года показатель по количеству субъектов предпринимательства на тысячу жителей Беларуси утроится. Вступивший недавно в силу Указ Президента № 302 определил упрощенный порядок преобразования индивидуальных предпринимателей в унитарные предприятия. Таким образом, в республике уже за последние полгода сформировалась законодательная база, которая способствует выходу частного сектора на новый качественный уровень. По приблизительным оценкам Министерства экономики, из 170—180 тысяч индивидуальных предпринимателей получить статус юридического лица пожелают около 50—60 тысяч. 

В течение последних лет многие западные эксперты (представители МВФ, IFC, ООН и другие) указывали на высокие административные барьеры для развития малого предпринимательства в нашей республике. Именно поэтому, считали они, на тысячу белорусов приходилось всего 3 малых предприятия. Действительно, несмотря на постоянное совершенствование и упрощение законодательства, открыть собственное дело с образованием юридического лица было не самой легкой задачей. Да и недешево «старт» обходился. По различным подсчетам и оценкам, на регистрацию прозаического унитарного предприятия необходимо было потратить как минимум 1—2 месяца времени и 2,5—3 тысячи долларов – уставный фонд, госпошлины за нотариально заверенные копии уставов и так далее. Правда, такое положение вещей совсем не означало плачевного состояния отечественной коммерции. 

В оценках западных экспертов присутствовал ошибочный субъективизм из-за разных толкований понятия «малый бизнес» в Беларуси и Европе. Скажем, в той же Швеции проявлять частную инициативу без образования юридического лица могут только ремесленники, и то по весьма скромному перечню видов деятельности. В этой скандинавской стране предприятие, в котором трудится один человек (он же одновременно и учредитель), является компанией, которая регистрируется как юрлицо. Если брать по большому счету, то на Западе такие аналоги наших индивидуальных предпринимателей уже давно рассматриваются скорее не как предпринимательство, а как самотрудоустройство. Сегмент микропредприятий и малого бизнеса в нашей стране был в основном представлен индивидуальными предпринимателями. ИП де-юре, они являлись малыми предприятиями де-факто. Поэтому трансформация таких предпринимателей в унитарные предприятия приведет к гармонии их юридического статуса с осуществляемой деятельностью. 

По большому счету, указы № 760, № 119 и № 302 не столько сузили правовые рамки для индивидуальных предпринимателей, сколько сделали доступней для коммерсантов форму хозяйствования в виде унитарных предприятий. До этого существовал слишком большой разрыв между ИП и юрлицами хотя бы в организационных сложностях. Скажем, индивидуальный предприниматель мог регистрироваться по месту жительства, а для унитарного предприятия было необходимо обзаводиться своим офисом, кропотливо вести бухгалтерию… Словом, для микропредприятий при всех выгодах, которые дает статус юридического лица, хозяйствование в форме УП являлось слишком дорогим удовольствием. Упрощенный порядок регистрации ИП в качестве юрлиц и льготы по налогообложению и налоговому администрированию фактически ликвидировали былые барьеры. 

Но самое ценное – макроэкономический эффект от реформирования частного бизнеса. Бизнес частного предпринимателя слишком персонифицирован, привязан к человеку, его владельцу. По большому счету, предприятие как таковое отсутствует, есть только его владелец, которому принадлежит определенное имущество – станки ли, офисные площади или несколько торговых киосков. «Коммерческую» собственность продать, передать по наследству, подарить можно только как материальные ценности, но не как бизнес. Ведь все дело ипэшника от начала до конца «завязано» на нем: на его имя выдаются лицензии, кредиты, заключаются договоры с контрагентами… И если по каким-то причинам он решил завершить свою бизнес-карьеру, то и его бизнес «умирает» вместе с ним. И, скажем, небольшой деревообрабатывающий цех из производственного предприятия превращается в помещение с пилорамой. Чтобы начать работу, новому владельцу этого имущества придется переоформлять все бумаги на себя. А это лишние издержки и затраты. В том числе и государственных органов на перерегистрацию. 

Отсутствие преемственности в сегменте малого бизнеса – один из главных тормозов в его прогрессе. Получается, что каждый предприниматель начинает коммерцию с чистого листа, не используя достижения предшественника. Возникает ряд других негативных явлений, когда ипэшники бизнес новому хозяину передают де-факто, а юридически остаются его «подставными» владельцами. 

Переход ипэшников в разряд унитарных предприятий – стратегия на поступательное развитие малого бизнеса. УП жестко не привязано к своему учредителю, это полноценный участник рынка. Кстати, немало крупных транснациональных корпораций выросли из крохотных предприятий, которые несколько раз меняли своих хозяев. Но главное – каждый новый владелец приносил с собой новые инвестиции, которые ложились на почву, подготовленную его предшественниками. 

Ведь в развитых странах далеко не всегда предприниматель начинает свою деятельность с регистрации нового предприятия. Зачастую приобретается уже готовое. Рынок «готового к продаже бизнеса» в Беларуси находится в зачаточном состоянии: по объективным причинам слишком незначительно предложение, которое намного опережает спрос. Появление в Беларуси еще 50—60 тысяч юрлиц даст толчок развитию этого сегмента бизнес-инфраструктуры. А значит, снизятся административные барьеры для начала бизнеса. Появится возможность сразу подобрать подходящий вариант. Думаю, более оперативной станет и регистрация новых предприятий, так как функционирование рынка готового бизнеса объективно снизит нагрузку на регистрирующие органы.  

-------------------------------

Андрей Тур, заместитель министра экономики: 

— Преобразование индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия ставит всех участников рынка в одинаковые конкурентные условия. Нигде в мире нет практики, чтобы предприниматель владел 3—4 магазинами и при этом не имел статуса юридического лица. По этому поводу в наше министерство было много обращений предпринимателей с просьбой ликвидировать такие конкурентные различия между ИП и юрлицами. Трансформация ИП в УП дает возможность белорусскому бизнесу выйти на новый качественный уровень. Унитарное предприятие несет ряд обязательств и ответственносmь перед работниками, бюджетом, потребителями, отвечает за качество продукции, реализуемых товаров, предоставляемых услуг. Вступивший недавно в силу Указ Президента № 302 дает индивидуальным предпринимателям ряд преференций при регистрации унитарных предприятий. В частности, впервые в Беларуси используются заявительный принцип и принцип одного окна. 

----------------------------------

Василий Каменко, заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь: 

— Я не думаю, что наличие задолженности по уплате налогов будет препятствием для госрегистрации индивидуальными предпринимателями унитарных предприятий в упрощенном порядке. 

Большинство индивидуальных предпринимателей уплачивают единый налог, и здесь задолженности быть не может, поскольку мы просто не допустим их к торговле. Основное нарушение, которое мы выявляем в результате налоговых проверок, — формальная ликвидация ИП (под разными предлогами), но фактическое продолжение деятельности. Из общего числа проверок таких случаев около 50 %. 

Есть предприниматели, которые уплачивают подоходный налог в общем порядке. Но и здесь случаев задолженности практически нет. Дело в том, что физическое лицо в отличие от юридического отвечает по долгам своим личным имуществом, которое может быть взыскано налоговыми органами в судебном порядке. Правда, необходимость таких мер появляется редко. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter