День хороших манер

О приличном поведении

Национальный день хороших манер установлен в Великобритании. Как раз в августе его отмечают. Зачем и почему? В стране леди и джентльменов забили тревогу: традиционная галантность и благопристойность уходят в прошлое. В отношениях между людьми отсутствует — о, ужас! — элементарная учтивость. Инициаторы проведения дня хороших манер так обосновывают его необходимость: «Наблюдается растущее неуважение людей друг к другу. Чтобы сохранить нашу цивилизацию, нам нужно сохранить хорошие манеры». Так что теперь хотя бы раз в год англичане соревнуются в учтивости и галантности. Сохраняя, надо полагать, британскую цивилизацию. К чему это я так подробно о заграничной затее, которую иначе как причудой вроде бы и не назовешь? А к тому, что совершенно убеждена: такой день нам с вами просто необходим!


...С утра ко мне в рабочий кабинет пришел посетитель. Точнее, ввалился, не снимая кепки, источая горючую смесь табака с перегаром. С порога на повышенных тонах сообщил: «Вы сами законов ни черта не знаете и меня за дурака считаете». Ну а дальше, не стесняясь в выражениях, изложил недовольство ответом на его письмо. Почему, мол, отфутболили его жалобу в райисполком, который «дал отписку со всякими выдумками»? Нужно было направить в Генеральную прокуратуру! Жалоба, кстати, была на соседа, который «обманом захватил» у посетителя часть земельного участка, установив на меже свой забор. Разговор в режиме монолога продолжался минут 20. За это время я много чего узнала и о себе лично, и о том самом соседе, и о чиновниках всех рангов. Мои аргументы посетитель игнорировал, назвав их фортелями и чушью собачьей. Напоследок пообещал найти на всех управу и почти по–отечески посоветовал мне «людьми заниматься, а не зенками блымать».


К сожалению, подобное поведение посетителей — редакции, госучреждений — вовсе не досадное исключение. Скорее приличные манеры можно причислить к исключению. Я как–то провела несколько часов в отделе исполкома во время приема граждан. И была просто в растерянности от их поведения. Многие толком не могли объяснить, какой и зачем им нужен документ. Или, наоборот, прекрасно понимали необоснованность своих претензий, но упорно «доставали» чиновника. Способ общения большинства посетителей — «брать горлом». Требовать, кричать, угрожать. Ну а о таких мелочах, как неопрятный внешний вид посетителей или «ароматы», которыми они нередко «благоухают», и говорить не приходится. Дело обычное...


У нас в стране немало сделано, чтобы решать любой вопрос, с которым обращается гражданин, оперативно и по существу. И «одно окно» работает, и график приема посетителей максимально для них удобный, и служащие всех уровней, как «Отче наш», выучили, что обидеть посетителя невниманием — просто смертный грех! (Есть даже специальный учебный курс для работников госучреждений — «Организационное поведение».)


Если же посетитель остался недоволен, как решается его вопрос, он всегда может, что называется, найти управу на служащего. Пожаловаться любому начальнику в любую инстанцию, даже самую высокую. И его обязательно выслушают, на жалобу отреагируют в установленные законом сроки. Если чиновник действительно не разобрался, ему укажут, поставят на вид, а то и выговор дадут. И посетители это прекрасно знают. Как и то, что такие оргвыводы — явление одностороннее. Они только государственных служащих касаются. На граждан, которые в госучреждение обращаются, решительно никакой управы нет! Никто и никак их даже пожурить не может, каким бы ни было их поведение. Так что, получается, можно совершенно безнаказанно «качать права», употребляя при этом по собственному усмотрению любую лексику? А уж поскандалить — просто святое дело!


Эта безнаказанность в сочетании с бескультурьем и полным отсутствием даже приблизительного представления о приличном поведении совершенно разрушили у многих всякую ответственность за свои действия. Хотелось бы ошибиться, но мне кажется, что у многих начало формироваться просто уникальное неуважение друг к другу и столь же уникальное неуважение к учреждениям любого ранга. А ведь во многом именно в мелочах, называемых хорошими манерами, проявляется наша гражданственность, отношение к своему государству, его институтам и ценностям.


Я не призываю к каким–то наказаниям за, скажем так, некорректное поведение в госучреждениях. Просто хочу предложить то, что при определенных усилиях доступно каждому: соблюдать общепринятые манеры поведения. Тогда и уважать — и себя, и других — получится. И государство в лице его учреждений. Может, попробовать, как англичане, начать с дня хороших манер?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter