Перцовый газ, дубинки, водометы и свирепые овчарки: как полиция на Западе наводит порядок в своих городах

Демократия во всей красе

В Европе трудно уже кого-то удивить разгонами протестов: за год навидались всякого. Но то, что происходило в минувшие выходные, показало такую демократию, от которой впали в ступор даже сами демократы!.. В Нидерландах, Британии, Германии полицейские жестко разгоняли уличных демонстрантов с применением всех карательных средств. Людей, выступавших против коронавирусных ограничений, травили собаками, топтали копытами лошадей, женщин и девушек таскали за волосы по земле…

Немецкие полицейские задерживают одну из протестующих.

Гайд-парк не для слабонервных

Видеозаписи с мест столкновений в Гааге сразу распространились в соцсетях и вызвали бурю возмущения. Многие из собравшихся держали желтые зонтики и скандировали: «Любовь, свобода, остановить диктатуру!» Ждем гневной реакции всей мировой демократии и правозащитников. Ведь они так любят бегать в других странах с лозунгами «Виновных в Гаагу!», то есть в Международный суд ООН. Впрочем, есть большое сомнение, что гаагские демонстранты добегут до своего Дворца мира, где находится это учреждение. Манифестации и задержания прошли также в Амстердаме.

Но все это цветочки по сравнению с тем, что происходило на родине современной европейской демократии. В Великобритании под жесткие действия силовиков попали участницы акции против насилия в отношении женщин. Причиной для митинга стало похищение и убийство 33-летней женщины, в котором подозревают сотрудника Скотленд-Ярда. Темная история, от которой содрогнулся бы даже Шерлок Холмс… Но дело не в уголовных перипетиях. После громкого убийства жительницы Лондона Сары Эверард в стране развивается новый скандал, теперь уже из-за жестких действий столичной полиции.

Забудьте про сказки о Гайд-парке, куда можно прийти в любой момент и высказать свое мнение. После того как кадры с брутального разгона акции начали распространяться по социальным сетям, британская полиция подверглась жесткой критике пользователей, правозащитников и политиков.

Так полицейские общались с протестующими в Гааге.

Глава парламентского комитета по делам женщин, консерватор Кэролайн Ноукс шокирована произошедшим:

— В нашей стране работа полиции основана на принципе согласия людей. Это совсем не значит, что нужно топтаться по памяти убитой женщины и волочить других женщин по земле.

Впрочем, это не мешает британским властям ограничивать права граждан на выражение своего мнения. Как сообщает news-front.info, парламент Великобритании рассмотрит законопроект, который ужесточит ранее введенные ограничения на проведение протестов.

Битва на Эльбе

В Дрездене Высший административный суд Саксонии запретил проведение акции движения «Мыслящие нестандартно». Тем не менее сотни критиков правительственных мер по борьбе с COVID-19 вышли на улицы города.

Многократные призывы полиции разойтись не возымели эффекта, и в ход пошли силовые методы. В итоге было зарегистрировано 47 уголовных преступлений, в том числе девять по фактам нападений на стражей порядка, а также 943 административных правонарушения.

Генсек партии «Христианско-демократический союз» в Саксонии Александер Диркс назвал участников движения «Мыслящие нестандартно» готовыми к насилию экстремистами. На улицах Штутгарта стражи правопорядка применили против демонстрантов перцовый газ.

— Мы увидели реальный подход правящего западного класса к своим гражданам и чужим народам, — делится мнением магистр политических наук преподаватель ­БГЭУ Виктор Саевич. — Псевдодемократическая пленочка — это обман. Придумали пустышку, но если возникнет реальная опасность их власти, если надо будет убивать тысячами — будут убивать. Мы помним и то, как бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер была в шаге от того, чтобы провести передислокацию войск для подавления забастовок шахтеров 1984—1985 годов… Мы помним и войну Франции против независимости в Алжире в 1950—1960 годах, где, по алжирским источникам, было от 1 до 1,5 миллиона погибших, а еще 3 миллиона алжирцев переместили в концлагеря. Знаем, как убивали в Индокитае.


Когда не было острой угрозы собственным интересам, возникали разговоры про гуманность. Но когда такая угроза появляется, а это мы видим не только в Евросоюзе, но и в США, власти действуют жестко.

По мере усиления кризиса будет нарастать и жестокость. И тогда события в Беларуси, о которых трубят там, покажутся детским садом по сравнению с действиями самого Запада.

Ирина МАРКОВА.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Острые вопросы должны решаться в дискуссии, а не на улице

Такое мнение высказал директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александр Шпаковский в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио». Комментируя не затухающее протестное движение в странах Европы, он спрогнозировал его дальнейшее расширение:

— Определенная часть общества в странах Евросоюза шокирована теми ограничениями, которые применяются в связи с пандемией COVID-19. У людей уже около года нет возможности вести привычный образ жизни, проводить время в местах досуга и отдыха, заниматься спортом, да и просто появляться в общественных местах после определенного времени. Между тем значение индивидуальных свобод в перспективе в современном мире будет только нарастать, и такого рода протестное движение, на мой взгляд, будет расширяться.


Что остается делать полиции в таком случае? Жестко пресекать уличные беспорядки, используя для этого весь арсенал спецсредств. Казуистика вопроса в том, что вся эта бойня (иначе и не назовешь) происходит в Гааге, где находится Международный суд ООН, то есть центр движения в защиту прав человека.

— Смотреть на это очень неприятно, — констатировал Александр Шпаковский. — С другой стороны, многим нашим согражданам это будет полезно для сравнения действий белорусских правоохранительных органов во время прошлогодних уличных акций и действий полиции тех стран, которые берут на себя смелость осуждать Беларусь и другие государства за якобы нарушение норм прав человека.

В этом контексте эксперт напомнил, что в белорусском уголовном и административном законодательстве нет политических статей. Люди, которые попали под воздействие правоохранительных органов, привлекались к ответственности не за свою политическую позицию, а за конкретные нарушения закона. В частности, за участие в несанкционированных мероприятиях.

— Нужно повышать роль политической культуры в нашем обществе, чтобы острые вопросы решались в дискуссии, а не на улице, — подчеркнул Александр Шпаковский.

Весьма востребованным и полезным здесь может оказаться опыт проведения в нашей стране диалоговых площадок. По словам аналитика, к ним уже проявляют интерес политические круги некоторых государств, которые переживают определенные проблемы внутриполитического характера, связанные с рисками разделения общества. Главным преимуществом такого рода дискуссий является тот факт, что в них участвуют люди разных политических взглядов, но все они сходятся в одном: фундаментальными ценностями нашего народа являются мир, суверенитет и безопасность, и их необходимо сохранить.

Евгений КОНОНОВИЧ

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter