Демократия вне народа

Запад самозабвенно борется за демократию, хотя уже давно сам же трансформировал и девальвировал принципы и ценности своих отцов-основателей народовластия

Любят на Западе заниматься умозрительными исследованиями. Вот и британский журнал The economist опубликовал очередной рейтинг «Индекс демократии — 2022». А есть ли в современном мире, собственно говоря, что измерять? Жизнь-то крутится вокруг геополитических амбиций, которые интересуют исключительно крупный политический бизнес. А рядовым гражданам на них, по большому счету, наплевать. Вот и приехали: большинство людей на планете беднеет, испытывает разнообразные трудности и риски (в том числе и в разрезе личной безопасности), а британские аналитики пытаются проанализировать, где больше народной власти! Хотя сам термин «демократия» требует уже неких пояснений. Он настолько девальвировался, что не всегда понятно, что под ним подразумевают в западном мире.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Не смотрите на то, что будут нам подкидывать какую-то демократию, рыночную экономику и прочее. Ну какой рынок? Они даже начали регулировать цены на энергоносители чужих государств… Вот вам рыночная экономика. А демократия? Вот если бы это в Минске «демократизировали» дубинками — это катастрофа, авторитаризм, диктатура, а во Франции можно. Вот и вся демократия.

Во время посещения общевойскового полигона Обуз-Лесновский в Брестской области, 21 октября 2022 года.

С большим изъяном

Один из незыблемых авторитетов США (по крайней мере на словах) президент Авраам Линкольн больше полутора веков назад дал такое определение демократии:  
«Демократия — управление народа, посредством народа и для народа». Собственно говоря, а что от этого базиса осталось в Америке? Да, пожалуй, и ничего. Кстати, справедливости ради надо отметить, что The economist в рейтинге Штаты поставил только на 30‑ю позицию.
И определил в категорию стран не с «полной демократией», а с «демократией с изъянами». Правда, изъянов в этом государстве все больше. Да, вроде бы там есть видимость электорального процесса. Правда, многие народные права так обросли хитросплетениями юридических условностей, что политическая карьера стала уделом исключительно избранных. Сын фермера, Линкольн в современной Америке вряд ли взлетел бы до руководящих высот. Но пойдем по базовой формуле. И ключевой признак, на мой взгляд, третий пункт — «для народа».

Судя по рейтингам западных политиков, доверие к которым иной раз опускается до 20 — 30 процентов, для благополучия людей они не очень-то и стараются. Но мнение граждан их, судя по всему, особенно и не беспокоит. Уровень жизни граждан в той же Америке падает. Все больше звучит призывов прекратить мировую экспансию и сосредоточиться на внутренних проблемах. По большому счету, рядовых американцев в первую очередь интересует, что у них лежит в холодильнике, а не количество сателлитов Белого дома.
Но у американской администрации в приоритете внешняя политика. И «во имя народа» — это не про сегодняшних заседателей в Белом доме. Байден побил рекорд и стал самым непопулярным президентом за всю историю страны! И в ус не дует. В отставку подавать не думает.
Возможно, к новой предвыборной кампании подбросит электорату денег и какое-нибудь политическое шоу в виде скандала или компромата на противников. Прямо как в Древнем Риме — хлеба и зрелищ…

Сомнительные свободы

Вообще, по мнению The economist, в мире только 24 страны можно считать по-настоящему демократическими. И большинство находится в Европе. Что вызывает некоторое недоумение.
Скажем, кто-нибудь спрашивал французов про пенсионную реформу? Или немцев про антироссийские санкции? Судя по всему, нет. Иначе в Париже не бунтовали бы и не бастовали. Да и многие немцы не одобряют экономическую политику родного правительства. В том числе внешнюю.
Польша — демократия с оговорками. Но поднялась в рейтинге. Хотя в последние годы гайки там зажимают до скрипа костей у электората. А правящая элита все меньше и меньше вызывает симпатий даже у самых терпеливых. У фермеров терпение уже лопнуло. И больше двух месяцев они то дороги перекроют, то еще какую-нибудь яркую акцию неповиновения проведут. Границы ведь для украинского зерна и яблок открыли настежь. И теперь местным аграриям хоть самим весь урожай съедай.

Чиновники отдельно от людей

И где тут принцип «для народа»? С ним в Европе вообще все очень сложно. Как и в части народовластия в целом. Все больше принципиальных решений принимается еврочиновниками в Брюсселе, которых вообще никто не выбирал.
Например, именно они полностью открыли границы для украинских товаров в прошлом году. И на эти решения толком не могут повлиять национальные правительства. Такие случаи множатся в геометрической прогрессии. Ни волей народа, ни его интересами, собственно говоря, и не пахнет.

Некогда Черчилль сказал, что демократия — лучший стиль правления из известных. Но такое заключение он сделал чуть ли не сто лет назад! С тех пор много воды утекло. Интересно, существующую систему правления и Линкольн, и Черчилль приняли бы за демократию? История не знает сослагательного наклонения. Но факт заключается в другом: то, что сегодня называется демократическим, таковым не является по определению.
В чем совершенно прав The economist, так в том, что сегодня есть управленческий кризис в большинстве стран мира, в том числе в силу игнорирования принципа «для народа». А без него голый электоральный процесс не имеет смысла.
Многие люди на том же Западе его и не видят. И есть ли смысл забавляться и составлять рейтинг демократии, когда ее уже и нет. Не логичнее ли перейти на другие формулы: поддержка правительства, доверие и так далее? Правда, топ будет совершенно другим и не совсем лицеприятным для развитого мира.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter