Демократия – это не вседозволенность и анархия: репортаж из Казахстана

Казахстан. Я стояла пред черным от пожарища зданием Акимата Алматы, по нашему — исполкома. Еще недавно здесь прямо в центре красивого города вооруженные бандиты устроили настоящую бойню. За время беспорядков погибло 164 человека, убито 3 детей... В стране разграбили и сожгли около тысячи объектов, более сотни разграбленных магазинов и банков. Ущерб предварительно оценивают в несколько миллиардов долларов. Плюс падение акций предприятий Казахстана, а это еще 3 млрд.долларов. Вот они, последствия «перемен». А начиналось все, казалось бы, с мирного протеста.


2 января. В городке Женаузин на митинг в знак протеста против Назарбаева вышли 200 человек. Они требовали снизить стоимость сжиженного газа. Катализатором стало ее повышение да еще и зимой. Местные власти пообещали разрешить ситуацию и выполнили обещание. На этом протест мог и закончиться, если бы не криминальный элемент, радикальные исламисты, воспользовавшиеся ситуацией мародеры, вооруженные террористы. Они только и ждали повода.

На руку боевикам в Казахстане сыграла нерешительность, выжидательная позиция властей в первые два дня. А ведь ситуация прогнозировалась. Да и события других стран, в том числе Беларуси, показали, что действовать нужно своевременно и бескомпромиссно.

Однако тогда, говорят мне казахстанцы, преобладало мнение: мол, не надо противодействовать, не надо вооружать силовиков. Их будут избивать, убивать, издеваться, а они пусть стоят. Так случилось и возле Акимата. Его в те дни охраняли курсанты Института погранслужбы Комитета нацбезопасности и местные парни из десантно-штурмовой бригады. Единственным «оружием» этих ребят стали саперные лопатки. В сожженном здании уже находят обгоревшие тела военных, прошитые пулями и заточками.

Это одна из ошибок. Как можно было оставить безоружных людей на растерзание вооруженным головорезам? Курсантов, силовиков избивали, брали в заложники, прямо на улице у них отбирали оружие, каски, щиты. Им, людям, резали головы. Как к себе домой, заходили террористы в здания правоохранительных органов, выносили оттуда целый арсенал. И кто знает, где он еще выстрелит. Чего скрывать, немалая часть тех, кто еще вчера носил погоны, сменил их на гражданскую одежду. Тут есть и такой нюанс: это у нас, белорусов, милиционер — человек уважаемый, а в Казахстане дела с этим обстоят несколько иначе.


… Мы ехали по центральной улице Алматы. Сложно найти хотя бы одно здание, которое бы не привлекло внимание разбитыми во время беспорядков стеклами квартир, витрин магазинов, кафе. Вот следы от выстрелов, а здесь, похоже, работали болгаркой. Вот выломанная дверь, выгоревшее дотла помещение, сейчас в нем работают следователи. На остановке вместо стекол осколки.

- Стекла разбили после погрома, - говорят мне рабочие. - Вот приехали, будем новые устанавливать.

- Знаете, мы прошли по городу и не встретили ни одного сторонника беспорядков, «мирных» протестующих.

- Я вообще в политику не лезу. Начиналось все, вроде бы, мирно, а закончилось … сами видите. На мирные протесты это никак не похоже.

Офис банка РБК. Сюда тоже ломились погромщики. Теперь вместо стекол и дверей - плотные плиты. Учреждение не работает. От рук преступников пострадали и видеокамеры на зданиях. Впрочем, это классика «революций» дворовых гопников.   

Люди говорят, не нужно было дожидаться, что ситуация разрешится сама собой. В итоге — боевые действия в городах. В Алматы в самые сложные, первые дни января не видели ни полиции, ни военных. Городом-миллионником правила анархия, вооруженные бандгруппировки. 

 

Местные рассказывали про ужасы, которые им пришлось пережить:

- Людей просто останавливали на дороге, чтобы захватить их машину. По тем, кто не подчинялся требованиям, могли открыть огонь. Много убитых. Вы в морги зайдите.

- Ко мне на территорию ночью зашли около 30 человек, - говорит владелец одного предприятия в Алматы. - У троих было огнестрельное оружие, четвертый - с гранатометом. Они выбили стекла, вынесли компьютеры, пытались завести машину, но не смогли и бросили.

От руководителя торгового центра, белоруса, узнала об ограблении магазинов в его ТЦ. Машины, говорит, подгоняли прямо ко входу и полностью их загружали. А в какой-то момент приехали хозяева одной из этих торговых и началась перестрелка между ними - защищавшими свое имущество, и мародерами.

В Алматы живут и работают белорусские граждане. В нашем посольстве в Казахстане рассказали, что белорусы в эти дни обращались в основном с вопросами: как вести себя в условиях ЧП, как быть с вылетами из Алматы, как купить, переоформить билеты, связаться с родственниками, если не было ни связи, ни интернета? Наши дипломаты звонили людям, уточняли все ли в порядке, старались помочь.

… Знаю, что только 6 января в бой возле Алматы вступили парни из казахстанской десантно-штурмовой бригады. Тогда они были единственными, кто начал воевать. И это произошло после того, как коллективные миротворческие силы ОДКБ взяли под охрану важные объекты, дав тем самым десантникам возможность отвоевывать город. Кроме того, именно эти военнослужащие освободили и захваченный аэропорт «Алматы», где кроме прочего «протестующие» повредили оборудование, которое отвечает за посадку и взлет самолетов. Наш борт приземлился там на следующий день после освобождения.

Команда на активные действия силовикам Казахстана поступила только 7-го января. Граждане задаются вопросом: мол, потрачены огромные деньги на обучение, содержание армии, а когда случилась беда, то оказалось, что это мыльный пузырь. На деле система не сработала.  

Об ошибках недавно говорил и президент Токаев. Признал, к примеру, что Комитет нацбезопасности Казахстана не смог и не захотел дать четкую оценку подрывной работе. Теперь поручено реформировать весь правоохранительный блок и спецслужбы. Звучит критика работы всех видов разведки, которая проспала или захотела проспать катастрофу. А как вам тот факт, что некоторые подразделения КНБ в городах несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, оставили служебное здание, оружие и секретную документацию? Напомню также, что бывший председатель комитета обвиняется в госизмене. Интересные детали открываются и по приближенным к нему должностным лицам из правоохранительного блока, к примеру, экс-глава Департамента собственной безопасности.

***

В Центральной Азии Казахстан - это лидер. Созданные здесь НПО, НКО финансировались, поддерживались Западом на случай, если через них понадобится вывести людей на улицу. То есть такие «спящие» ячейки создавались словно мины замедленного действия. К беспорядкам призывали и через экстремистские телеграм-каналы.

Мы прошли мимо здания местного телеканала. Ему, как и еще четырем, во время погромов особенно досталось. Сейчас офис закрыт, ведется следствие. Ситуация показала, что в Казахстане не были сделаны выводы и по работе в информационном поле. Государственные СМИ в основном молчали, зато экстремисты активно заполняли ленты своим контентом.

Да, кстати, во время казахстанских протестов немало было тех, кто смел только в толпе, за чужими спинами. К примеру, когда услышали о прибытии миротворческих сил, «смельчаки» побежали. Остались идейные ваххабиты, уже запятнавшие свои руки кровью. Люди говорят, что в городе орудовали и выходцы из террористических организаций. Радикалы не разговаривали ни на русском, ни на казахстанском. Такие же раненые поступали с улиц в больницы. Такие нападали и на здание СИЗО в городе Талдыкаргане и другие.


… Пару дней назад в Алматы прогремел одиночный выстрел, ночью бой шел в трех местах города. Сейчас тихо.

Несмотря на то, что в Алматы все еще режим чрезвычайного положения, здесь все постепенно возвращается к прежней жизни. Заработал интернет и часть банкоматов. Вновь пустили общественный транспорт. Всего до восьми часов вечера, но все же люди имеют возможность передвигаться. Пропали некоторые блокпосты. Реже встречаются полицейские и военные наряды, автопатрули. Автомобилей на улицах стало заметно больше. А вот людей пока не так много, как прежде. Пока опасаются. На детской площадке поговорила с молодым папой. Сказал, что сейчас они с сыном впервые за почти две недели вышли из дома:

- Находились дома, как и просил президент, для безопасности. Конечно, страшно было. Конечно, негативно отношусь к этим событиям.

- Считаете, что в вашей стране были мирные протесты?

- Нет, это были не мирные протесты. Мирные проходят спокойно. А это что? И люди без работы. Хорошо, что приехали миротворцы, все государства в таких ситуациях должны друг другу помогать.

Эта ситуация показала, кто друг, а кто враг, заключил мой собеседник.

… А вот еще одна разгромленная точка в Алматы. Когда-то здесь располагался уютный магазинчик. Знаете, я не хочу таких «перемен» для родной Беларуси.


gladkaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter