Делянки с дровами в большом спросе

Сельский уклад неизменно следует природному календарю. На излете лета деревенские жители берутся за телефоны, чтобы заказать дрова. Услуга эта в наши дни доступна всем и каждому. Газовые котлы вытесняют печки, и все меньше домов отапливается по старинке. Газифицированы все 118 районных центров страны, агрогородки — на 64 процента, в сельской местности к газу подключена каждая третья квартира. Райтопы рады каждому клиенту, привезти дровяной запас можно самостоятельно с лесосек и складов лесхозов, в интернете наперебой зазывают потребителей частники.


Цены, конечно, разнятся, но в среднем машина в шесть кубов колотых стоит от 240 рублей. Для человека на пенсии эта сумма ощутимо бьет по карману, получается, в пересчете на количество энергии дрова более чем в два раза дороже импортного голубого топлива. Сельчанам, у кого жилье с печным отоплением, выдают топливные книжки, дающие право на фиксированные цены 4,9 кубического метра на домовладение. Покупка обходится намного дешевле.

Во многих странах возобновляемому топливу, чем являются и дрова, дают зеленый свет. Государства выстраивают соответствующую тарифную политику и предусматривают различные варианты поддержки его потребителей. Это могут быть дотации на закупку топлива, субсидии или льготные кредиты на установку котельного оборудования. Вариантов много. У нас пока люди охотно отказываются от печного отопления, никому не хочется работать дома истопником да еще нести большие затраты. Поэтому тарифы по книжке в чем-то тоже стимулируют к традиционному отоплению.

На особом контроле у местной власти — тепло в домах одиноких пожилых людей, многодетных семей. Ветеранам войны, узникам концлагерей топливо доставляется бесплатно.

Чаще всего дрова — «побочный» продукт лесохозяйственной деятельности. Как говорится, лес рубят — щепки летят. Объемы заготовок растут, пропорционально увеличиваются и отходы. По статистике, невостребованными остаются более 1,4 миллиона кубометров дровяной древесины. Лесхозам ставят задачу снизить эти остатки. Но полностью «сжечь» накопленные запасы не удается. Выход находят в переработке дров в топливную щепу, что влет уходит в Литву и дальше на Запад. Переработкой занимаются даже те лесные хозяйства, где нет собственного оборудования для ее производства. Скажем, Белыничский лесхоз перерабатывает остатки у сторонней организации и получает экспортный продукт. Очень востребованы за границей пеллеты.

В Вилейке на щепе работает городская котельная. В прошлом году жители района часто жаловались на очереди с доставкой дров. Ждать приходилось несколько месяцев, и пошли слухи, что все сгорает в котельной. Но, как поясняли специалисты, задержки были связаны с согласованиями набора лесосек. В этом году жалоб пока не поступало, говорят в Вилейском опытном лесхозе, к тому же можно всем прочим потребителям, а это и сельчане в том числе, рубить усыхающие хвойники. Правда, таких делянок немного — в отличие от Клецкого, Копыльского, Любанского, Стародорожского, Слуцкого, Старобинского лесхозов, где массив значительно пострадал от короеда. Желающим приобрести дрова на корню могут выдать ордера на рубку леса в усыхающих хвойниках, но можно заготовить не более 50 кубометров древесины.

За последние десять лет доля древесного топлива в балансе котельно-печного увеличилась в два раза. По данным Минэнерго, в рамках Государственной программы «Энергосбережение» на 2016—2020 годы планируется ввести в эксплуатацию 138 энергоисточников на местных видах топлива суммарной мощностью около 680 МВт. Но беспокоиться по поводу нехватки дров, думаю, не стоит.

Елена КЛИМОВИЧ

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter