Делу – время! Сверхурочная работа – угроза национальной безопасности

Возможно, некоторые из вас, уважаемые читатели, скажут, что в подзаголовке статьи автор несколько сгустил краски. Но за последние без малого 20 лет в России фактически исчез государственный контроль за занятостью, в том числе и за продолжительностью труда.

Автор публикации далек от идеализации трудовых отношений при социализме, но в советскую бытность (конечно, берем в расчет последние три десятилетия) подавляющая масса соотечественников знали, что их рабочий день составляет 8 часов, а суббота и воскресенье – законные выходные. Раз в год оплаченный отпуск. За сверхурочные – премия или отгулы. Форс-мажорные обстоятельства случались, но не были системой. В настоящее время ситуация резко и коренным образом изменилась. У большинства граждан России (гастарбайтеры – отдельная тема) четко определенного рабочего дня фактически не существует, сверхурочные и работа в выходные дни стали не исключением, а нормой. Требование законного отпуска или отгулов может обернуться увольнением. Разумеется, дело здесь не в изменении законодательства – Трудовой кодекс РФ предусматривает и нормальный трудовой день, и отпуск, и строго ограниченные сверхурочные.  Для каждого работника сверхурочные работы не должны превышать 120 часов в год. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Сверхурочная работа может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха. Но это все по закону, который, согласно одной из наиболее жизненных русских поговорок, «что дышло».
В частных компаниях работа сверх восьми часов, по сути дела, в порядке вещей. При этом «хозяин» фирмы (предприятия) чаще всего официально не требует задерживаться на работе, однако объем порученной работы просто не оставляет сотруднику другого решения.
Чуть ли не ежедневно информационные агентства приносят сообщения со всех регионов страны об автомобильных авариях со смертельным исходом. Просто с пугающей регулярностью бьются маршрутные такси, и чаще всего в результате несоблюдения скоростного режима, выезда на встречную полосу, при обгоне. И дело здесь не в низкой квалификации тех, кто за рулем, а прежде всего в том, что владелец автопредприятия устанавливает водителю сумму, которую он должен привезти в конце смены, а все, что сверху, – его. Поэтому и гонит водила, чтобы сделать как можно больше рейсов, и смена у него длится до 16 часов. Других условий труда в данной отрасли фактически не имеется. Водители междугородних автобусов и «дальнобойщики» также работают на износ, и причина аварий  у них – хроническая усталость и сон за рулем.
«Единая Россия» предлагает ввести штрафы для водителей и организаций-перевозчиков, которые не соблюдают режим труда и отдыха. В планах – установить на всех маршрутных такси, междугородних автобусах, дальнобойных трейлерах специальные приборы почасового контроля труда водителей.
Однако при существующей системе и величине оплаты труда водителей «всего» 8 часов ежедневной работы, мягко говоря, низведут их доход до уровня ниже среднего.
Так сложилось, что в начальный период экономических реформ  расценки даже на госпредприятиях России были снижены до неприемлемого уровня. Россия, по сути дела, стала единственной и в этом смысле уникальной страной, где работающий полный трудовой день человек мог иметь доход ниже крайне скудного прожиточного уровня жизни. Сейчас дело обстоит, конечно, лучше, чем в 90-е годы. Однако на одну ставку прожить крайне тяжело. Подработку по основному месту работы или на стороне стараются взять все. И если усталость продавца может привести в худшем случае к ошибке в подсчете сдачи, то ненормированный рабочий день врача, милиционера или летчика (о водителях мы уже говорили) может стоить любому жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter