Эксперты продолжают обсуждение Стратегии развития предпринимательства до 2030 года

Делу — самое время

Концептуальный документ под названием «Беларусь – страна успешного предпринимательства» в ближайшее десятилетие должен существенно изменить положение дел в нашей экономике: помимо того что увеличится доля МСП в общем объеме валовой добавленной стоимости, ожидается рост экспорта, а также количества занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства. Бизнес воспринял стратегию с воодушевлением, однако не скрывает: чтобы достичь всех поставленных задач, необходим ряд условий. Представители делового сообщества и органов власти поделились с «Р» надеждами и планами по исполнению стратегии.
Drlinaman.com

Государство ждет развития бизнеса


Владимир КАРЯГИН, председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Все двенадцать лет, в течение которых разрабатывали Национальную платформу бизнеса Беларуси, мы говорили о необходимости стратегии. Ведь когда озвучены конкретные цели и задачи, есть к чему стремиться. Тот документ, который утвердило Правительство, разрабатывался совместно с деловым сообществом при лидирующей роли Министерства экономики. Учитывался опыт других стран: нам помогали международные финансовые и экономические организации. В итоге получился очень интересный документ, который четко обозначает вектор развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года.

В первые два года реализации стратегии будут меняться институты поддержки МСП: предстоит преобразовать и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, и создать единую структуру, которая объединит все центры поддержки и инкубаторы по всей стране. Поставлена четкая задача: вклад малого и среднего бизнеса в ВВП к 2030 году должен быть не менее 50 процентов (полагаю, к тому времени это может быть 70—80 млрд долларов), нужны большой объем инвестиций, хорошие условия для старта бизнеса и выхода из него. Самое главное, что государство самим актом принятия стратегии заявило громко на весь мир: малый и средний бизнес – это драйвер роста и развития экономики и ему будет уделено большое внимание.

В то же время до 2030 года предстоит видоизменить и создать не менее 5000 нормативных правовых актов, причем в этом процессе должно принимать активное участие деловое сообщество. У нас уже во всех министерствах и ведомствах есть диалоговые площадки – общественно-консультативные советы, на республиканском уровне – советы по развитию предпринимательства. Сегодня, напомню, в стране параллельно реализуются Декреты № 7 и 8. На синтезе всех этих процессов мы и будем решать насущные задачи, в том числе, меняя законодательство. К слову, особого внимания здесь заслуживает механизм оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на условия ведения бизнеса. К этому должны быть готовы все госслужбы и госорганы.

Мы видим, что бизнес идет в регионы: последние два года количество новых регистраций МСП растет, увеличивается число индивидуальных предпринимателей. Сегодня работают 367 тысяч субъектов хозяйствования, более 28 тысяч ремесленников, более 4 тысяч самозанятых в регионах. Нам нужно примерно 800 тысяч субъектов хозяйствования, которые будут наполнены принципиально иным качеством. Пока бизнес еще неустойчив, у него нет оборотных средств, при этом и бизнесу многие должны (дебиторская задолженность по стране огромная). Все эти вопросы нужно решать, создавая благоприятную инфраструктуру для деловых кругов.

Новый механизм поддержки


Петр АРУШАНЬЯНЦ, генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей:


 — Стратегия обозначает важнейшие вопросы по целевым направлениям, сейчас самое главное — детализировать каждую задачу и отработать каждый механизм. До конца года мы планируем провести конференцию с субъектами поддержки предпринимательства, чтобы конкретно выработать четкие инструменты работы. Что касается финансовой поддержки предпринимателей, она должна обеспечить максимальный выход МСП в регионы. Некоторые банки не заинтересованы поддерживать начинающий бизнес, поскольку это зачастую высокорисковые проекты, поэтому мы обсуждаем гарантийный инструмент. Речь об этом идет уже давно, и надеюсь, в следующем году он заработает. Вопрос уже согласован с Министерством финансов, отрабатываем его повторно с Нацбанком. Механизм гарантирования будет как раз привлекателен для начинающих субъектов МСП. По сути, речь идет о гарантийном фонде и новом механизме для страны. Если конкретно: это будет предоставление поручительства. Мы уже подготовили локальную нормативную правовую базу, чтобы предоставлять поручительство субъектам МСП, в том числе и стартапам. Ресурсы уже сформированы, банки-партнеры определены.

Главное — экономический эффект


Сергей АНДРЕЕВ, заместитель председателя Гомельского горисполкома:


— Сегодня мы отчетливо видим: после принятых государством мер по либерализации условий ведения бизнеса количество субъектов МСП растет. Тенденция дошла уже до регионов. Мы со своей стороны стараемся поддерживать предпринимателей там, где нужно, и не мешать там, где не нужно. В принятой Правительством Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года поставлены концептуальные задачи. Меня, например, как представителя органа власти спрашивают об отношении к такому положению документа, как реформирование государственных предприятий, включая передачу государственного имущества более эффективному собственнику. Если будет эффект — ничего плохого в этом нет. На таких предприятиях работают люди, и их благополучие для нас должно быть основной задачей. Если найдется частник, придет эффективный управленец, который поможет возродиться предприятию, это — на пользу всем. Самое главное, чтобы на выходе мы видели экономический эффект.

Все надежды деловых кругов


Игорь ЧЕРНЯКОВ, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Все надежды и чаяния делового сообщества, по сути, удалось получить в виде единого всеобъемлющего документа. Это вселяет огромную надежду на то, что сейчас государство настроено на то, чтобы помочь раскрыть весь потенциал предпринимательской активности. Один из важных посылов стратегии – разделение функций государства как регулятора и собственника. Сейчас диалог власти и бизнеса активно развивается, к нам прислушиваются и этому вопросу также уделяют пристальное внимание. Отдельные министерства, ведомства и службы, например, уже предприняли значительные усилия: санэпидемстанции, в частности, больше не ставят во главу угла при мониторинге требование проходить обучение в подконтрольных органах и не требуют получения дополнительных услуг. То есть функция регулятора осталась, она успешно выполняется в соответствии с новыми нормативными документами, и на этом роль контролирующего органа завершается. Таких примеров много, и в целом мы видим сегодня желание решить этот вопрос повсеместно. Об этом говорили и многочисленные миссии международных организаций, которые работали в стране.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter