Деловой помощник

Темпы роста белорусского   автомобильного рынка сегодня превосходят самые смелые ожидания: в прошлом году он вырос на 104 %

Темпы роста белорусского   автомобильного рынка сегодня превосходят самые смелые ожидания: в прошлом году он вырос на 104 %, а первая декада 2007-го и вовсе оказалась рекордной — 105—107 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И, как отмечают специалисты, замедления пока не предвидится: даже если частный сектор будет насыщен иномарками, на первый план выйдут чрезвычайно перспективные сегменты — корпоративных и коммерческих автомобилей. Они только набирают обороты.

Спрос на коммерческие автомобили зародился еще в 1990-х годах, когда началось активное развитие предпринимательства. Подвозить грузы для киосков в легковушках стало неэффективно — в них просто не хватало места, а гонять с той же целью тяжелую фуру — экономически невыгодно. Спрос был огромен, а предложение крайне низко: после распада СССР производство рижских рафиков и ереванских ЕрАЗов осталось за пределами страны. Тогда появился интерес к коммерческим автомобилям западного производства, правда, спрос на них удовлетворялся по преимуществу бэушными машинами из стран Западной Европы. 

Наиболее активными покупателями коммерческих авто сегодня являются торговые, дистрибьюторские, строительные, курьерские и просто небольшие фирмы, нуждающиеся в перевозке не слишком тяжелых грузов. За истекший год рынок коммерческих автомобилей вырос на 153,6 %. 

«Рынок коммерческой автотехники достаточно инертен с точки зрения предложения — структура спроса на нем не меняется уже несколько лет. Единственное заметное отличие – это бурный рост продаж в каждом его сегменте», – отмеча-ет помощник генерального директора МАХ «Атлант М» Илья Прохоров. 

Как отмечают специалисты, за последний год в структуре продаж автомобильных компаний значительно выросла доля юридических лиц — до 40 %. По прогнозам, в этом году она может перевалить даже за 50 %. Это обнадеживает продавцов — еще год назад подавляющим большинством покупателей новых иномарок были физические лица. 

До последнего времени частные автоперевозчики комплектовали свои автопарки в основном микроавтобусами ГАЗ, «Ford Transit» и «Iveco». Сегодня автопарки активно обновляются за счет замены изношенных иномарок новенькими моделями. При этом спрос предпринимателей, работающих в секторе автомобильных пассажироперевозок, смещается в сторону автомобилей большей вместимости. Тройка лидеров здесь выглядит так: «Lublin 3», «Volkswagen Caravelle», «Volkswagen LT». 

Что же касается коммерческих автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, то, как правило, компании формируют свой автопарк на базе одних и тех же брендов, заключая долгосрочные контракты с дилерами. При этом эксперты отмечают, что у отечественного потребителя еще не сложились явные предпочтения к «грузовым» торговым маркам. Определяющим для представителей белорусского бизнеса зачастую является исключительно ценовой фактор. А это значит, что при агрессивном маркетинге и серьезных рекламных кампаниях склонить клиентов в свою сторону имеет шансы любой производитель. 

Наиболее универсальным вариантом для большинства малых и средних компаний остаются легкие пикапы и фургоны грузоподъемностью до 3,5 т. Чаще других их используют разного ранга дистрибьюторские компании, доставляющие мелкооптовые грузы по каналам розничных сетей и лоточной торговли. Спрос на грузовички, по результатам прошлого года, отметился стремительным ростом продаж – на 281 %. 

Еще один класс автомобилей, которые часто относят к коммерческим, хотя в большинстве случаев они таковыми и не являются, — минивэны. В этом сегменте рынок уже практически насыщен, что отражается и на самой медленной динамике роста — всего 41 %. Лидером по продажам в этом классе считается «Renault Scenic», а среди марок – «Ford» с моделями «Focus C-MAX» и «Fusion». 

Предложение в корпоративном сегменте пока невелико, однако серьезный интерес к этому направлению у дилеров уже появился. Они разрабатывают специальные программы для работы с корпоративными клиентами. Прежде всего, предусматривают скидки при покупке и обслуживании, которые, как правило, зависят от количества приобретаемых автомобилей и запчастей. 

Интерес к плотному послепродажному режиму работы как раз и отличает корпоративного клиента от частного независимо от того, сколько машин он купил. Цена автомобиля важна для него в значительно меньшей степени: в структуре расходов крупной компании стоимость авто не столь принципиальный момент. Гораздо более значима организация услуг в комплексе, их качество, максимальное удобство. 

Как отмечают продавцы, процесс продаж коммерческих авто активизировался после того, как автотрейдеры стали более активно предлагать покупателям их продажу по кредитным или лизинговым схемам. В результате через отдельные дилерские сети так реализуется около половины автомобилей. Из них треть машин продается в кредит индивидуальным предпринимателям и еще около 20 % — через лизинг. 

Сергей Варивода, председатель  совета директоров ЗАО «Интеллект», представляющего на белорусском рынке автомобили российских производителей, отмечает, что среди коммерческих автомобилей ГАЗ продажи в лизинг составляют около 12 %. «Спрос устойчиво растет, и мы предполагаем, что в этом году передача автомобилей в лизинг в нашей компании удвоится», — отмечает он. 

Часто фирмы приобретают коммерческие автомобили в лизинг, создавая перспективу вторичного рынка. Машины после первого приобретателя проходят техническое обслуживание, предпродажную подготовку, на них также распространяется гарантия.  И такие коммерческие автомобили быстро находят нового владельца. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter