Деловая инициатива — приветствуется

Экспорт, инновации, импортозамещение...

Экспорт, инновации, импортозамещение. Эти три слова коротко и точно передают суть рабочей поездки Президента в Осиповичи. Днем раньше на совещании по внешней политике Александр Лукашенко говорил о том, что ее основа — внешняя торговля. Это легко понять. Беларусь по территории, численности населения — средняя европейская страна. Мы реально оцениваем себя, а потому лишены глобальных геополитических амбиций. Наши интересы понятны и прагматичны. Выстраивать отношения с партнерами во всем мире так, чтобы они приносили конкретные материальные выгоды и им, и нам. А уже в этом источник для достижения главной цели — роста благосостояния граждан. Как будем торговать, так и будем жить, говорил на совещании Президент. А из поездки в Осиповичи можно вывести еще одну формулу: как произведем, так и продадим. И посещенные предприятия в этом смысле вполне могут стать примером для многих...


— Мы делаем запчасти для человека...


Директор ЗАО «Алтимед» Анатолий Доста обронил эту фразу с такой легкостью, что я даже поежился. Видя замешательство, он стал объяснять:


— Понимаете, XX век был веком лекарств. А XXI будет веком имплантатов...


И вот тут в памяти всплыло личное. Давненько было. Угораздило оказаться в числе пациентов минского института травматологии и ортопедии (ныне, если не ошибаюсь, РНПЦ). Я, слава богу, вполне успешно заживал самостоятельно. А вот сосед по палате с серьезной травмой тазобедренного сустава вслух мечтал об эндопротезе. Этакой металлической конструкции, которая заменяет данные природой «шарниры» скелета. Говорил, что есть такие импортные технологии, да стоят бешеных денег. Но их уже начинали осваивать и у нас. Сосед с завистью смотрел на собратьев по несчастью. Вчера лежачих, а сегодня все увереннее вышагивающих по коридору. Их очередь на операцию подошла, и замена «запчасти» прошла успешно. В разговорах между собой пациенты часто упоминали фамилию Руцкий.


Тогда я не вникал, а теперь узнал: академик Александр Руцкий и Анатолий Доста в середине 90–х основали «Алтимед». Начали производить эндопротезы тазобедренных суставов. Для пациентов с травмами это было сродни волшебству. Будто марсиане спустились на Землю.


— Производство пятого — шестого технологического уклада, — констатировал со знанием дела заместитель Главы Администрации Президента Андрей Тур. — То есть на сегодня самого высокого мирового уровня.


Поэтому далеко не случайно продукцию «Алтимеда» сегодня, как говорится, с руками отрывают еще и в Европе, Канаде, Азии. Такие производства на планете можно легко пересчитать по пальцам одной руки. Президент в задумчивости рассматривал образцы, держа их в руках:


— Что, и колено можете заменить? А потом и в футбол человека играть научите?


Директор отвечал:


— Кто умел до операции играть в футбол, тот сможет. Плавание, велосипед — только приветствуются. Но это для крепких людей с хорошими физическими данными. Для остальных — нормальное качество обычной жизни. У нас ведь как было? Человек преклонных лет если ломает шейку бедра, то уже лежит до самого ухода. Бывало, по многу лет. Теперь мы их поднимаем. А колено... Скоро будем делать и колено...


В планах предприятия освоение производства эндопротезов коленного сустава, межпозвоночных дисков, стоматологических имплантатов. По последней позиции, кстати, не скрывают, что намерены замахнуться примерно на треть мирового рынка. И места для сомнений в этой уверенности, пожалуй, нет. Белорусские изделия вдвое–втрое дешевле мировых аналогов. А по качеству не только не уступают, но и по ряду параметров превосходят.


На этот счет Президент рассуждал с позиций бизнеса. В мире очень мало производителей таких изделий. Не исключено, что они давно между собой договорились. Поэтому и держат высокие цены на свои изделия, пользуясь неудовлетворенным спросом. Это шанс:


— При нашем уровне себестоимости можем конкурировать с любым предприятием. Учитывая цену энергоресурсов, рабочей силы... Мы имеем преимущества, и этим надо пользоваться.


Рекомендация дана при посещении конкретного предприятия, но явно актуальна для любого белорусского производителя. А насчет планов «Алтимеда» Александр Лукашенко, глянув на министра здравоохранения Василия Жарко и председателя Могилевского облисполкома Петра Рудника, высказался так:


— Надо в этом плане помочь. Чтобы волокиты не было. Раз есть рынок, его надо занимать сейчас и держать.


Работая в Осиповичах, Президент поинтересовался тем, как выполняются его поручения по освоению выпуска новой продукции на местном вагоностроительном заводе. Он их дал в июле прошлого года, посещая предприятие. Завод вместе с ЗАО «ГрандЭкспресс» должен к концу этого года наладить производство 2,5 тысячи грузовых железнодорожных вагонов и двух тысяч танк–контейнеров. Это годовой объем.


Изучая подготовленные к визиту информационные стенды, я пришел к выводу, что работы идут в графике. По плану завершен первый этап — строительство производственного корпуса. Но с его начинкой, похоже, есть проблемы. О чем говорили Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон и вице–премьер Анатолий Калинин. И хоть А.Якобсон и выразил уверенность, что проект будет реализован в полном объеме, показалось, что с инвестором диалог складывается непросто. Президент рассудил:


— Инвестору нужно помогать. Но те решения, которые приняты, должны быть выполнены безукоризненно. Инвестора надо еще и напрягать. Ему надо четко сказать, что будет, если он не выполнит в срок обещание. В остальном надо его поддерживать. Он здесь не чужой.


Еще один сигнал бизнесу — слово и дело должны идти об руку. А государство инициативы солидного и, что еще более важно, взаимовыгодного партнерства всегда поддержит.


Иллюстрация такой позиции — еще одно осиповичское предприятие — фабрика «СОНЦА». Дабы не делать лишней рекламы, о ее брэндах умолчу. Только цифры. Предприятие производит стиральные порошки. Начинало с продаж на внутреннем рынке менее чем в процент от всего его объема. Это май 2011 года. Сегодня — четверть. Похоже, что его активность потянула за собой и развитие всей отрасли. Нынче белорусский производитель закрывает половину потребностей своего рынка в этой продукции. А в нынешнем году, рассчитали маркетологи «СОНЦА», он заберет процентов 60.


Подобную динамику они увидели и по другим наименованиям, которые начали или планируют осваивать, — средства для мытья посуды, шампуни... Все то, чем человек пользуется каждый день. Планов развития не занимать. Тем более что товар уже уверенно себя чувствует на рынках Украины, России, Прибалтики. Хорошее дело. А стратегия еще интереснее.


«Мотор» бизнеса — Сергей Левин. Не буду здесь вспоминать его официальную должность. Скажу просто — бизнесмен. При его непосредственном участии созданы и уверенно себя чувствуют брэнды «Сябар», «Сочный». Теперь вот бытовая химия. И любой проект базируется на солидных инвестициях. На сегодня уже около 100 миллионов долларов. А есть еще и планы создать крупное молочное производство. С вложениями примерно в 65 млн. долларов. Организовать многопрофильное предприятие на принципах государственно–частного партнерства, в котором было бы по максимуму представлено производство товаров народного потребления: от кондитерских изделий и напитков до бытовой химии. Таким, как говорят бизнесмены, кластером легче входить в глобальные сбытовые сети.


Президент внимательно выслушал эти предложения. Похвалил деловую хватку С.Левина. И предложил не только создавать предприятия, что, безусловно, важно и нужно, но еще и растить бизнесменов, подобных себе. Они нужны стране. А новые проекты, конечно же, будут рассматриваться. Региональными властями, Правительством. Никаких препятствий для развития разумной деловой инициативы нет.


Весна. Сходит снег. Почти уже сошел. А что под ним открылось? Перед тем как покинуть Осиповичи, Президент на мгновение задумался, потом обвел взглядом сопровождавших его ответственных руководителей и напомнил: надо везде навести порядок. Напоминание в первую очередь председателям сельских Советов и исполкомов. Они и землю свою видят лучше, и с людьми говорят глаза в глаза. Забывать об этом не должны.


А еще мне показался особенно важным такой посыл. Инновации разные бывают. Производственные, как у Досты. Маркетинговые, подчиненные передовым технологиям бизнеса, как у Левина. Умных и деловитых людей у нас хватает. И смелости в реализации своих идей им не занимать. Для государства это важно. И в честном партнерстве оно всегда подставит плечо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter