Деловая баня

О питейных традициях

Два–три раза в неделю мой приятель-бизнесмен ходит в баню. Нет, он не страдает патологическим пристрастием к чистоте. В бане он обычно ведет деловые переговоры с партнерами. Это мероприятие у него так и называется: «деловая баня». Ну а после бани еще день отходит от оздоровительно–деловых процедур. (Думаю, объяснять никому не нужно, что переговоры в парилке сопровождаются застольем.) В общем, приятель практически перманентно нетрезв. Хотя при этом вовсе не любитель горячительных напитков. Просто иначе, как он утверждает, «дела не делаются». А у него дела идут вполне успешно!


Алгоритм жизни моего приятеля, его успех в делах, можно сказать, типичные. И среди тех, кто добился успеха, количество пьющих, оказывается, больше, чем трезвенников. Не подумайте, что я это сама придумала! Такой вывод сделали социологи в соседней России (а наши питейные традиции очень похожи) на основе данных мониторинга экономического положения и здоровья населения. Вывод, на мой взгляд, достаточно спорный, но есть о чем подумать. Так вот, трезвый образ жизни, по мнению исследователей, не гарантирует роста благосостояния. Среднемесячная зарплата у непьющих россиян оказалась на 20 процентов ниже, чем у тех, кто употребляет алкоголь хотя бы раз в месяц. Вот такие реалии... Как их объяснить? Думаю, все дело в наших традициях. Чтобы сделать карьеру, добиться успеха в делах, нужно уметь общаться, налаживать связи. Традиционно у нас налаживают и закрепляют связи и контакты в ресторане, бане, на рыбалке, шашлыках. И ни призывы к здоровому образу жизни, ни запреты, ни кризисы этому никак не мешают. «Нам ли, до трезвости унизясь, природе изменять своей. Товарищ, что нам этот кризис? Забей на кризис и налей!» — шутливо призывает поэт.


Да, собственно, никакие призывы и не нужны! Питейные традиции остаются незыблемыми, лишь обретают новые формы — «деловая баня», кстати, одна из них. Вообще, питейные традиции стали эдакой социальной анестезией. Когда какие–то проблемы возникают, люди совместно выпивают и не то чтобы решают проблемы, но создается какая–то иллюзия адаптации к новым условиям, релаксация и... Да хочется на все забить и налить!


Уже не один десяток лет питейные традиции вполне органично сосуществуют с нашей, столь же традиционной, «борьбой со злом» — с пьянством и алкоголизмом. Что побеждает? Похоже, все–таки традиции. Снисходительное, терпимое отношение к пьянству — тоже у нас традиционное. Как и настороженное зачастую отношение к трезвенникам...


В прошлом году каждый из нас употребил в среднем почти 12,5 литра чистого спирта. Так утверждает статистика. Остается только удивляться, как мы при этом на ногах устояли. (Ведь, по оценкам ВОЗ, эта цифра не должна превышать 8 литров, иначе просто катастрофически наступают последствия.) Но этот рубеж, похоже, для нас не последний. Производство алкогольной продукции увеличивается, и она пользуется устойчивым спросом. Свою долю — можно не сразу залпом, а по частям — мы употребляем. И не обязательно потому, что очень хочется, просто — традиция. А она подобна джинну, выпущенному из бутылки. Сначала — выпивка в компании друзей, партнеров, приятное времяпрепровождение, успех в делах. Но очень многих коварный джинн вскоре в эту самую бутылку загоняет. Не хочется «грузить» цифрами, но в них как в зеркале — масштаб страшной людской беды. Только с начала этого года поставлено на учет к врачам–наркологам около 14 тысяч человек с диагнозом алкогольная зависимость. Зарегистрировано более 600 случаев алкогольного психоза. Всего же количество больных алкоголизмом у нас приближается к 300 тысячам. Причем врачи отмечают характерную тенденцию: все больше становится «социально благополучных алкоголиков» — людей, имеющих работу, семью, высокий социальный статус. Многие из них, кстати, начинали с традиционной «деловой бани», а протрезвляются в стенах наркодиспансера...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter