Почему в туголицкий храм, что в Бобруйском районе, едут паломники из разных стран

Дело жизни отца Федора

В Туголице, основанной в 1924 году, церкви никогда не было — местные ездили молиться, крестить детей и венчаться в Бобруйск. А в 2005-м обратились в Бобруйскую епархию с просьбой организовать в их селе приход. Устроить его решили в здании 1960-х, где в свое время были детский сад, почта, а потом оно долго пустовало и пришло в негодность. На согласование всех вопросов и ремонт ушло несколько лет. И в 2017-м в новом храме в честь преподобного Сергия Радонежского настоятель отец Федор провел первую службу.

Бабушкин молитвослов

Хоть и родился Федор Кашенок в Калининграде, в семье моряка, родиной он считает Беларусь. Десятилетнего мальчика перевезла сюда мама, уроженка Чаус. Как‑то Федя обнаружил в шкафу у бабушки «Молитвослов» 1840 года. Сильно потрепанный, без обложки. Тогда он заинтересовался гравюрами. А в 14 лет решил выучить церковнославянский язык.
— В книжном магазине увидел учебник, по которому в ­1904—1915 годах обучали церковной грамоте сельских детей. Освоил азбуку, письмо. Писал в тетради чернилами, гусиным пером, отыскать которое в частном секторе можно было без труда.
Тем не менее после школы Кашенок выбрал вполне земную специальность — кинооператора. После окончания училища культуры год проработал в клубе в деревне Антоновка Чаусского района, параллельно преподавал изобразительное искусство в местной школе. Но со временем понял, что мирская жизнь не для него, и подал ­документы в Минскую духовную семинарию.

— Конкурс был большой: 150 заявок, а набор — 40 человек… С первого раза не поступил, пришлось идти на подготовительное отделение.

Мало знать — надо быть увлеченным

Первую старинную книгу Федор отреставрировал еще до того, как стал студентом семинарии. «Духовная поэзия» 1910 года выпуска досталась от родной сестры его бабушки Валентины Боложко — Дарьи, жившей в селе Романовичи Могилевского района.


— Книга была в плачевном состоянии. Я искал специальную бумагу, похожую на оригинал, разрезал на «ленточки», подклеивал листочки. Управился за неделю. Тогда я мало знал о реставрации, но процесс меня увлек. Тем более что в наследство мне достался еще и «Псалтирь» 1880 года, а от другой бабушки — Анастасии Душко (Ольшевской) — «Минея декабрьская» 1788‑го.

…В небольшой комнате на столе разложены кисти, матовая калька, газетная бумага (к слову, бумагу для реставрации отцу Федору привозят даже из Германии), шпагат, льняные нити, специальный станок для переплета.

— Соскребаем воск с раритетов, 30 минут вымачиваем страницы в растворе стирального порошка, подклеиваем копиркой поврежденные участки, заново сшиваем, — объясняет отец Федор. — Обложка «Минеи» была деревянной, обтянутой голубым атласом. Но ее пришлось заменить на кожаную. Тиснение сделали гродненские мастера, саму обложку — бобруйские, с кожевенного комбината. Книгу мы «разобрали», восстановили, переплели заново. Фолианты XVIII века делали не из газетной бумаги, а из ткани. Обрезать ее нельзя, потому работать надо крайне аккуратно, чтобы края были ровными.
Старинных книг — рукописных, церковнославянских XVII— XIX веков — отец Федор отреставрировал уже около 500. На восстановление одной уходит от месяца до трех лет!
Вместе с ним искусство реставрации и переплета освоила прихожанка Ксения Березовская, специально перебравшаяся в Туголицу из Гродно. Она тут и реставратор, и псаломщица, и повар (при храме есть кухонька, где готовят обеды для учеников воскресной школы и паломников).

Окунаясь в прошлое

Отец Федор не только вот уже 25 лет реанимирует старинные книги. При храме он создал уникальный музей, где собрано около 300 экспонатов. Древние иконы (их он отдает на реставрацию минчанину Алексею Липскому), предметы крестьянского быта, старинная мебель, дореволюционные фото, монеты, церковная утварь…


Вещи в музей попадают разными путями. Местные сельчане пожертвовали прялку, фрагмент ткацкого станка середины XX века, прабабушкины рушники и глиняную посуду. Кузнецовский фарфор отец Федор привез из Нижнего Новгорода. Как и снимки, на которых запечатлена перевязочная комната времен Первой мировой войны. Иконы XVIII—XIX веков передал иерей Павел Лукин. Бобруйчанка Раиса Путилина пожертвовала икону 1880‑х «Вход Господень в Иерусалим». Облачение священника, парчу конца XIX века — архимандрит Кирилл Бадич из Хотимска. Облачение это, вышитое золотыми нитями, очень тяжелое, службу в нем вести нелегко.


Уголок крестьянского быта соседствует с дворянским, где представлены снимки семьи Щигельских (1914—1935 годов), купцов Агейко, Керкевичей. А еще шикарный дубовый буфет начала XX века в стиле неоренессанс с ручками в виде головы льва. Его подарил прихожанин из Бреста, доставку оплатил бобруйский «Красный пищевик» (стоит раритет около 5 тысяч евро). Рядом немецкое пианино, настенные часы XIX века, исправно отсчитывающие время, куфар‑сундук, изнутри оклеенный картинками из старинного журнала мод, переданный потомками крестьянского поэта Павлюка Багрима.


Есть в экспозиции дореволюционные снимки иерея Стефана Семенова из Глуска (его сын Александр был известным доктором). Внук знал о дедушке совсем немного. Отец Федор восполнил этот пробел, поработав с документами Национального архива Беларуси. К нему нередко обращаются родственники расстрелянных священнослужителей. Передают старинные фото близких, просят проследить их судьбу. И он помогает.


Особая гордость отца Федора — виниловые пластинки. Он их получил от жителя Тамбова. На одной из них — голос царя Николая II. Ее включают раз в год по особым случаям. Для нас сделали исключение, завели антикварный граммофон с раструбом и ручкой. Ощущения непередаваемые — словно окунулись в прошлое…

Когда пришло время, жертвовали серебром

По просьбам сельчан отец Федор восстановил и деревянную часовню в деревне Вороновичи, сожженную в 1970‑х.

— Чтобы поставить ее на прежнем месте, местные вырубили кустарник, вывезли 15 прицепов мусора, скинулись на стройку. Решили: каждый заплатит за свое именное бревно. Деньги собрали быстро, за две недели сделали сруб. При входе заложили капсулу с именами жертвователей. А на крышу не хватило. Поэтому отправились в Минск, в Свято‑Елисаветинский женский монастырь.
Отстояв службу, пошли на паперть — со скарбонкой, в которую прихожане бросали деньги. Когда вернулись домой и подсчитали собранное, изумились. Сумма оказалась ровно такой, какая нужна была на кровлю часовни!
Когда пришло время закупать церковную утварь, отец Федор попросил прихожан пожертвовать серебряные изделия, которые можно переплавить. И люди понесли — порванные цепочки, кольца, серьги… Из них мастер из столицы отлил лжицу с крестом для причастия, звездицу — один из священных сосудов, используемых в литургии.

Сегодня отец Федор проводит службы в Туголице и Вороновичах. Радуется, что люди тянутся к вере, интересуются историей. По воскресеньям в музей при храме приезжают туристы из столицы и профессиональный экскурсовод из Могилева. А паломники в Туголицу едут со всей Беларуси, а еще из Казани, Санкт‑Петербурга, Москвы, Грузии и Греции.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter