У россиян и белорусов скоро может появиться новый вуз — Союзный университет

Дело за кадром

Вопросы импортозамещения, создания высокотехнологичной продукции, которая будет конкурентоспособной на мировых рынках, стоят сегодня в Беларуси и России особенно остро. Какую роль в их решении могут и должны сыграть союзные программы? На что расходуются основные статьи бюджета Союзного государства? Кто и где готовит управленческие кадры в рамках Союза? Об этом и многом другом мы расспросили заместителя Государственного секретаря Союзного государства Алексея Кубрина.

Одна из программ Союзного государства — «Биомембраны» — позволит получить новые технологии в борьбе с вирусами.
роман щербенков

— Алексей Александрович, вы курируете программы Союзного государства. Давайте сразу уточним, чем они отличаются от 28 союзных программ, которые были приняты 4 ноября 2021 года на заседании Высшего госсовета?


— 28 союзных программ — это отраслевые союзные программы, и направлены они на наше сближение и гармонизацию в макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной политике, налоговом законодательстве, на формирование единых рынков нефти, газа и электро­энергии. Их финансирование осуществляется не из бюджета Союзного государства, а из национальных бюджетов в рамках кооперационного взаимодействия России и Беларуси. Реализация этих 28 союзных программ выведет наши страны на новый, более высокий уровень интеграции.

Что касается программ Союзного государства, то они — один из механизмов взаимодействия в области высоких технологий. Финансирование их происходит из бюджета Союзного государства, который формируется на основе ежегодных взносов России и Беларуси. В этом году его объем составляет около шести миллиардов российских рублей. Помимо программ есть еще такие механизмы, как проекты и мероприятия Союзного государства.

— А как определяется объем финансирования программ?

— На программы Союзного государства уходит значительная часть союзного бюджета. Они достаточно объемные по деньгам и срокам реализации. Как правило, объем финансирования фиксируется в размере до двух миллиардов рублей, но может быть и больше. Что же касается сроков, это до пяти лет.

Как я уже говорил, есть еще проекты Союзного государства, теперь они могут быть неким продолжением программ. Ранее мы могли реализовывать проекты только в области культуры. Например, выпуск книг, создание фильмов и так далее. В 2022 году Совет Министров Союзного государства расширил сферу реализации проектов, и они теперь могут применяться в различных отраслях. Проект предполагает срок реализации — не более трех лет, а финансирование — около 500 миллионов рублей.

— Президенты России и Беларуси ставят задачу по обеспечению импортозамещения для того, чтобы сформировать единый фундамент технологической независимости. Какую роль здесь могут играть программы Союзного государства?

— Программы Союзного государства — это в первую очередь исследовательские, конструкторские работы, в результате которых мы получаем новые технологии, новые виды оборудования, реально инновационного, которое находится на самом высоком научно-технологическом уровне и не уступает западным образцам. Многие часто называют это импортозамещением, но я все же придерживаюсь терминологии, которая была дана в свое время вице-премьером, а теперь руководителем «Роскосмоса» Юрием Борисовым, что мы должны думать не только об импортозамещении, а о создании высокотехнологичного, конкурентоспособного продукта, который иногда не может быть импортозамещенным. Потому что он является новым, и мы не замещаем что-то, что брали в свое время на Западе.

Создание Союзного университета позволит точечно готовить высококлассные инженерные кадры.
АНДРЕЙ САЗОНОВ

— Сколько программ к реализации запланировано на этот год?

— К реализации запланировано восемь программ. Четыре уже реализуются. Из них две программы в области космических технологий — это «Интеграция‑СГ» и «Комплекс‑СГ». Они в той или иной степени дополняют идеологию строительства системы наземного и орбитального обеспечения аппаратов дистанционного зондирования Земли. Программа, связанная с вопросами электроники и микроэлектроники, называется «Интелавто».

С ее помощью мы одновременно решаем серьезный вопрос импортозамещения и создания новой компонентной базы электроники. Четвертая программа связана с самой современной наукой о свете фотоникой — «Компонент-Ф». Разработка в рамках данной программы новых элементов и программных решений позволит не только получить дополнительную информацию и проводить фундаментальные исследования во всем, что связано с фотоникой, но и поможет повысить эффективность работы всех оптоэлектронных систем. Четыре программы находятся в высокой степени готовности. Три из них касаются силовой сферы — в частности, погранбезопасности и совершенствования объектов военной инфраструктуры Союзного государства. Очевидно, что это сейчас крайне важно. Одна высокотехнологичная программа в области здравоохранения — «Биомембраны». Ее реализация поможет получить новые технологии в борьбе с вирусами. И хочу отметить, что у нас в портфеле есть еще много программ различной направленности, которые также в высокой степени готовности.

— По какому принципу формируется портфель проектов программ?

— В Постоянный Комитет Союзного государства поступают проекты программ, которые формирует госзаказчик. Свои предложения он согласовывает с Минэкономразвития и Минфином, а те смотрят, смогут ли профинансировать их и в каких объемах. До недавних пор получалось, что те, кто более грамотно подготовил свои предложения с точки зрения соответствия положениям Договора о создании Союзного государства и требованиям нормативной правовой базы, те и продвигали свои программы. При этом не всегда значит, что они лучше. Сейчас мы разрабатываем новую идеологию по выбору программ Союзного государства.

— И в чем она заключается?

— Мы предлагаем сформировать механизм экспертного сопровождения программ и проектов Союзного государства — экспертный совет. В него должны войти академики, профессора, авторитетные в той или иной области. Эти эксперты будут определены высшим научным сообществом России и Беларуси. Именно они должны будут выбрать среди предложений те, которые не только могут начать реализовываться в ближайшее время, но и являются целесообразными и востребованными. Смысл нововведения в том, что за каждым проектом программы будут стоять не чиновники, а конкретные авторитетные ученые, которые должны будут нести ответственность за то, что они предложили к реализации с точки зрения научно-технологического развития Союзного государства.

— Разработчики союзных программ постоянно жаловались на длительное согласование концепций с массой инстанций. Появление экспертного совета не увеличит сроки согласования?

— На сроки это никак не повлияет. В прошлом году мы сделали важный шаг и на уровне Совета Министров Союзного государства — смогли добиться принятия изменений в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства. Теперь он значительно упрощен. Мы исключили целый этап бюрократических процедур, которые отнимали от девяти до двенадцати месяцев. И, как результат, некоторые программы согласовывались 2 — 3 года, а иногда и больше. Теоретически при нормальной оперативной работе и грамотной подготовке госзаказчиками необходимых документов можно уложиться в девять месяцев.

— Для реализации программ нужны кадры. Есть проекты в этом направлении?

— Мы серьезно осознали, что следует заниматься формированием инженерно-технических кадров. Новые технологии требуют иного подхода, может, где-то комплексного. Поэтому сейчас прорабатываем вопрос создания университета Союзного государства для подготовки инженерных кадров. Вопрос уже рассматривается в Минобрнауки России и Минобразования Беларуси, а также в академиях наук России и Беларуси.

— Университет планируете создать с нуля или на базе какого-то вуза?

— Планируем создать его с нуля организационного, но не строительного. Сейчас существует активное межвузовское взаимодействие, но хотелось бы, чтобы оно стало системным. Кроме того, очевидно, что те или иные акценты в образовании ставятся с учетом национальных интересов. Вот сейчас, к примеру, и в России, и в Беларуси нужны специалисты в авиации, сельском хозяйстве, в коммунальном и так далее. А что проще — открыть соответствующие кафедры при вузах или создать один вуз, где будут проходить дополнительную подготовку отраслевые специалисты? Это все и является одним из элементов проработки научно-технологического понимания дальнейшего развития Союзного государства.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Алексей Александрович Кубрин родился 7 мая 1955 года в городе Ломоносове Ленинградской области. Получил военное образование, полковник запаса. Работал на различных должностях в ряде министерств, в администрации Президента РФ. С января 2012‑го — заместитель Госсекретаря Союзного государства.

Юлия ВАСИЛЬЕВА.

julia@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter