Дело вкуса

Недавно в гости заходил сосед.
Недавно в гости заходил сосед. Пили чай, смотрели что-то про футбол по БТ. Сосед возмущался, что рекламные паузы на национальном телеканале такие короткие, что не успеваешь сбегать на балкон покурить. Вероятно, некурящая половина населения нашла бы в краткости пауз скорее преимущество, нежели недостаток. Тем не менее этот эпизодик заставил меня обратить внимание на рекламные "ямки" в нашем эфире. Оказалось, что это довольно занятная тема - кто и как снимает белорусскую рекламу.

Безусловно, за последние несколько лет лидером зрительской ненависти стал ролик, рекламирующий средство от псориаза. В нем известный телеведущий Анатолий Вечер, переодетый доктором, обещает исцеление от недуга на фоне полки с медпрепаратами. Режиссером "продукта" выступил сам "доктор" Вечер, человек в общении и творчестве приятный. Но частота, с которой телевидение удовлетворяло заказчика, запуская в эфир этот медицинский видеоклип, заставила разом возненавидеть и болезни, и лекарства, и самого "врача". Любопытно, кстати, было бы узнать, скольких страждущих рекламируемый продукт исцелил. Но это, как говорится, совсем другая история.

Вторым по популярности можно назвать сериал про магазины "Палас" с импозантным мужчиной в главной роли. Тут заказчики не поскупились - пригласили режиссером клипмейкера Игоря Пашкевича, что само по себе много обещает: будет снято дорого и со вкусом. Ролики действительно получились стильные и динамичные. И те, кто следит за частотой их появления на экране, черту народного терпения не переходят. Покрутят очередной сюжет до полного привыкания - и делают паузу. Чтобы благие намерения не возбудили эмоций, которые вместо магазина человека приведут... сами знаете куда. Из последних произведений рекламного искусства хотелось бы отметить микрофильм, посвященный продукции фирмы "Милавица". С тремя красавицами, вращающимися в ритмах диско. Очень аппетитно снято, но, боюсь, и это скоро надоест. Из неординарной продукции отечественного производителя можно также припомнить ролик про обои и Анну Петровну, несколько смешных "мультяшных" реклам магазина "Спорт-мастер" и торгового центра "Подземный город", да появившуюся недавно рисованную ленту в коричневых тонах про загадочное пиво "Дедново". Чуть не забыла музыкальный микрофильм "Бе-ре-зин-ска-я". В голове мелькают какие-то еще обрывки - не то мексиканского ресторана, не то фирмы, торгующей автомобилями, не то салона керамической плитки. Но все это как-то не запомнилось. Может, мало показывали. Или меня как потребителя не взволновало. В любом случае, если попытаться вспомнить последние достижения российских телевизионных рекламщиков, на ум, кроме жующей "Орбит" Юли Меньшовой, ничего не приходит. И дело не в том, что в такой большой стране мало рекламы снимают. Просто на российских каналах рекламные паузы такие долгие, что сразу, как чувствуешь: сейчас начнется! - за пульт хватаешься.

Отчего рекламы на БТ меньше, чем на российских каналах, и вся она такая разношерстная - вовсе не тайна. Согласно всевозможным соцопросам, лидирующие места в зрительских рейтингах занимают именно российские конкуренты. И, надо сказать, этот случай характерен для двух-трех стран мира: когда аудитория предпочитает смотреть телеканалы другого государства. И рекламодатель ведь тоже не простак. Знает, куда денежки нести. С другой стороны, телевизионную рекламу в Беларуси снимает... всяк, кому не лень. Официальные расценки достаточно невелики: производство репортажного ролика с простым монтажом обойдется в 600 тысяч рублей, адаптация российского или зарубежного ролика - 100 тысяч рублей. Как видно, это вовсе не тысячи долларов, с которыми пришлось бы проститься, заказывая рекламу на ОРТ или НТВ. И все же отечественный заказчик предпочитает потратиться еще меньше, сговорившись с каким-нибудь знакомым на БТ. Бюджет такого "шедевра" может стартовать от 100 долларов. В зависимости от вкуса и скупости заказчика. А бывает и до смешного доходит. Мой знакомый владелец сети престижных магазинов неожиданно понял однажды, что конкуренты не дремлют и вовсю уже рекламируют себя по БТ. Что делать? Пришлось и ему вступать в схватку за место под солнцем. Начал этот господин с того, что устроил кастинг наиболее известным режиссерам. И вроде выбрал кандидатуру, но тут встал вопрос об оплате... Я не шучу, прошло уже больше года, а знакомый все подсчитывает, как бы это снять рекламу побесплатней... Друзья ему уже посоветовали самому поупражняться на бытовой видеокамере и совершенно безвозмездно смотреть отснятое дома, плотно завесив шторы.

Казалось бы, отдельную строку стоило бы посвятить социальной рекламе. Однако мое личное отношение к ней испорчено навсегда. Как вспомню задуманный против СПИДа мультипликационный ролик, в котором на остров к аборигенкам высаживаются разудалые морячки, - сразу настроение портится. Думаю, не прав все-таки мой сосед, что ругает краткость рекламных пауз на БТ. Не понимает человек своего счастья...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter