Дело в тесте…

Позади более полумесяца, отведенного на регистрацию для участия в  централизованном тестировании-2007. За три недели абитуриенты зарегистрировались для сдачи более 387 тысяч экзаменов

Позади более полумесяца, отведенного на регистрацию для участия в  централизованном тестировании-2007. За три недели абитуриенты зарегистрировались для сдачи более 387 тысяч экзаменов. Напомню, общая цифра человеко-тестов в прошлом году равнялась 433 тысячам, а число непосредственных участников тестирования превысило 170 тысяч человек. О том, как идет регистрация и каким будет тестирование этого года, «Р» рассказал директор Республиканского института контроля знаний Минобразования Николай Феськов.

— В сравнении с прошлым годом мы можем говорить о том, что регистрация на ЦТ-2007 идет более высокими темпами. Но делать прогноз на весь май рано. Просто те, кто уже определился, какие экзамены будет сдавать, не стали откладывать это на завтра. Хотя, уверен, все равно в последние дни регистрации опять будут очереди, а 2-го и 3 июня найдутся десятки человек, которые все же не успели зарегистрироваться. Удивительно, но до сих пор многие, хотя есть огромный вал информации о тестировании, в том числе благодаря вашему изданию, не знают, где можно зарегистрироваться. 

Что касается рейтинга экзаменационных дисциплин, в этом году, как и в прошлом, он распределился следующим образом: на ведущих позициях русский и белорусский языки (оно и понятно, государственный язык обязателен), следующее место по традиции занимает математика, далее физика, биология и химия. 

— Каковы шансы на поступление у ребят в этом году? Как можно заметить из опыта прошлых лет,  даже с изменением правил абитуриенты в один год могут пробовать поступать в несколько вузов. 

— Конечно. Есть вузы МВД, МЧС, министерств культуры, обороны, которые  принимают документы и проводят отбор раньше, чем основная группа вузов. Конечно, если абитуриент провалился, поступая в Белорусскую государственную академию музыки, сложно представить, что он вдруг поступит в БНТУ! Но если кто-то, скажем, не прошел по конкурсу в Белорусский государственный университет культуры и искусств, может попробовать свои силы в БГПУ им. Танка на музыкально-педагогический факультет и т.д. Кроме того, не прошедшие на бюджетное отделение абитуриенты могут подать документы на платное. То есть шансов поступить немало. 

К слову, эти шансы повышаются или понижаются в зависимости от соотношения числа выпускников с количеством бюджетных мест. Если выпускников много, значит, и конкурс будет выше, сложнее будет поступить. Например, в 2009 году ожидается резкое сокращение количества выпускников общеобразовательных школ (почти до 30 тысяч), поскольку придут дети реформируемой школы. Тогда стать студентом, наверное, будет гораздо проще. Для сравнения: в нынешнем, как и в прошлом году, число выпускников превысит приблизительно 80 тысяч. 

— А как вы оцениваете уровень знаний сегодняшних абитуриентов? Итог 3-го репетиционного тестирования, которое проводилось по образу и подобию ЦТ-2007, подведен. Как правило, испытуемые повторяют его результат на ЦТ. 

— Это так. Мы пока анализируем его результаты. Скажу лишь, что если на последнем репетиционном тестировании абитуриент набрал всего 20—30 баллов, то ему уже никакой репетитор не поможет. Не может человек, который не учился 11 лет, наверстать упущенное за 3—5 месяцев.

— По результатам прошлого года сельчане показали высокий уровень подготовки. Поговаривали даже о том, что впору отменять для них льготы. Видите ли вы в этом заслугу тестирования? 

— В последние три года мы действительно наблюдаем сближение уровней подготовки горожан и сельчан. Если 3 года назад разница составляла 4—5 %, то в прошлом она сократилась до 1,4 %. Это хорошо видно на примере БГМУ. Если 3 года назад выпускники сельских школ составляли у них 8 %, то уже в прошлом году – 25 %. И централизованное тестирование, убежден, влияет на этот показатель. Оно выступает в роли своеобразного мониторинга, наглядно демонстрируя уровень работы и учителя, и школы в целом. 

Кроме этого, мы проводим аналитическую работу над ошибками, которые допускают абитуриенты. Любопытно, что многие из них повторяются из года в год. Например, который год около 40 % абитуриентов пишут слово «фальшь» без мягкого знака после «ш». И таких примеров немало. Таким образом, мы даем пищу для размышлений авторам учебников, методистам и преподавателям: возможно, в их работе есть пробел, который необходимо устранить. 

— Учитывая, что процедура централизованного тестирования бесплатная, государство несет значительные затраты на ее проведение. В этой связи хочу уточнить, как вы будете поступать с недобросовестными абитуриентами, которые зарегистрировались для участия в ЦТ сразу в нескольких пунктах? 

— Конечно, мы могли бы в этой ситуации снять абитуриента с регистрации в одном из мест по нашему усмотрению. И, возможно, в будущем при помощи современных информационных технологий определенные санкции появятся. Пока же мы убедительно просим абитуриентов относиться к вопросу регистрации ответственнее и в случае повторной регистрации снять свою кандидатуру в первом пункте самостоятельно (в соответствии с Инструкцией об организации и проведении централизованного тестирования).            

Хочу также предупредить тех, кто регистрируется более чем по трем предметам: даже если обман не вскроется с самого начала, не рассчитывайте получить более трех сертификатов. На руки вам выдадут всего три документа, причем по первым трем предметам, которые были сданы. Так что вы можете самостоятельно лишить себя шанса на поступление. 

Обращаюсь и к десятиклассникам, желающим проверить свои силы: не регистрируйтесь на ЦТ. Участие в нем могут принимать только абитуриенты, а это те, кто окончил 11 классов. Остальные до экзаменов допущены не будут. 

— Сегодня много говорится об экспорте образовательных услуг, все больше граждан СНГ хотели бы обучаться в учебных заведениях Беларуси. Но зачастую сроки ЦТ совпадают с проведением, например, в России выпускных экзаменов. Как быть? 

— Наши правила поступления ориентированы на потребности в первую очередь белорусских абитуриентов. Мы не можем учесть особенности всех соседей. В то же время мы делаем все возможное, чтобы предоставить иностранным гражданам всю необходимую информацию о тестировании. Она есть и на сайте РИКЗ, мы отправили ее и в Посольство Беларуси в Москве, в департаменты образования Смоленской и Брянской областей и т.д. Поверьте, те, кто хочет учиться в Беларуси, находят возможность принять участие во вступительных испытаниях. Ведь для тестирования аттестат не нужен, а значит, даже если какие-то выпускные экзамены идут параллельно с ЦТ, при желании можно их совместить или что-то перенести на резервный день. Ежегодно только из РФ к нам поступают около полутысячи абитуриентов. 

— Многие абитуриенты волнуются, влияет ли на итоговую оценку техническая сторона заполнения бланка ответа? 

— Практически не влияет. Кроме того, те, кто принимал участие хотя бы в одном репетиционном тестировании, знают, как заполнять бланки. Процедура очень проста (она сложна почему-то для родителей). И даже если абитуриент в процессе хочет исправить ошибки, он может произвести отмену меток, и это не повлияет на оценку. 

Более того, наши операторы помогают машинам расшифровывать фамилии и цифры, которые написаны неразборчиво. Машина, к сожалению, при небрежном написании не только 9 за 0 может принять, но и 8 за 1! Но, повторюсь, это не влияет на оценку, хотя усложняет и удлиняет процесс подготовки сертификатов. Две недели, которые мы просим на проверку ответов, мы занимаемся именно верификацией. Выверяем бланки с особой тщательностью, что помогает также избежать возможных ошибок в сертификатах (в именах, фамилиях, номере паспорта). Если бы не это, результат тестирования по тому или иному предмету с помощью компьютера мы бы знали уже через час! 

— Как и кто определяет «стоимость» ответа? 

— Система интерпретации результатов тестирования строится на анализе статистических материалов. Она позволяет составить рейтинг всех, в том числе самых сильных, абитуриентов по уровню подготовки. Многие родители и учителя просят и требуют: подтвердите те 9—10 баллов, которые абитуриент получал в гимназии или в лицее. Но это невозможно, да и нецелесообразно. Наша задача — ранжировать участников испытаний для участия в конкурсном отборе. 

«Стоимость» ответа – величина гибкая, и она повышается или понижается в зависимости от числа правильных ответов: ответов больше — цена ниже и наоборот. Это определяет компьютер. 

— В предыдущие годы много нареканий звучало по поводу  сложности тестов... 

— Наши тестовые задания намного легче, чем те, которые предлагались родителям абитуриентов и учителям (именно эта категория особенно возмущена уровнем сложности тестов), когда они поступали в вузы. Уровень сложности тех заданий был гораз-до выше, потому что даже при неплохой подготовке можно было вытянуть три вопроса, которых не знаешь. При 25—60 заданиях в тесте, охватывающих всю программу, есть шанс вспомнить хотя бы что-то. Более того, все задания соответствуют требованиям учебных программ. 

Кроме того, сложность или легкость задания – категория весьма относительная. Только анализ статистических материалов позволяет дать такую оценку. 

И все же, что приятно, возмущений по этому поводу становится меньше. Абитуриенты и все заинтересованные поняли суть тестирования, оценили его объективность и прозрачность. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter