Какие таланты открыли в себе артисты, пока культурная жизнь стоит на паузе?

Дело в шляпке

Коронавирус внес коррективы в графики большинства медийных персон. Градус культурной жизни опустился до исторического минимума, театры и прочие увеселительные заведения отправились в бессрочные отпуска. Но звезды нашли в ситуации свои плюсы: вынужденный отдых позволил им вернуться к любимым хобби. А кому-то — и вовсе открыть в себе новые таланты: кулинарные, ремесленные и садоводческие. Как известные актеры, музыканты, режиссеры и другие творческие люди пытаются разнообразить домашние будни, читайте в нашей новой рубрике «Спячку на прокачку».

Юлия Дятко, Людмила Хитрова, Анна Фокина — что объединяет всех этих прекрасных барышень, кроме балета? Любовь к украшениям хенд мейд. Причем каждая из балерин мастерит себе диадемы и головные уборы для спектаклей самостоятельно. Жизнь, смеются, научила их абсолютно всему. 

Эффект медитации

Ведущий мастер сцены Анна Фокина — одна из главных рукодельниц среди артисток балетной труппы. Начинала, вспоминает, с вышивки крестом. Затем переключилась на вышивку бисером, а чуть позже освоила премудрости швейного дела.

Головной убор для своей Заремы из «Бахчисарайского фонтана» Анна Фокина создавала, вдохновляясь восточными мотивами.

— Для меня рукоделие как медитация. Бывало, например, не могла придумать комбинацию для урока. Приходила домой, садилась за вышивку — и в голове сразу выстраивалась нужная картинка. Следом научилась шить. В позапрошлом году одела на Большой новогодний бал в театре всю семью: сшила бальные платья себе, маме и супруге брата. На все ушел почти год. 

Но главная страсть Анны — изготовление головных уборов для спектаклей. Диадемы, тиары, восточные чалмы, венки-ободки, шапочки-сетки — артистка легко справится с любым украшением.

— Первую диадему я сделала для себя, когда выпускалась из хореографического училища. Камней, пайеток купить тогда было негде, равно как и зажимов, щипцов. Поэтому брала бывшие броши, заколки — вообще все, что могла найти в закромах у мамы и бабушки. 

Анна признается: многие девочки сами изготавливают головные уборы, потому что им это просто нравится. 

— Ведущим балеринам важно хорошо выглядеть на сцене. Весь образ играет на зрительское восприятие: от булавок на платье до головного убора. Мне повезло станцевать много партий, и практически для каждой роли я изготавливала что-то на голову. От самых простых диадем до сложных форм: например, много времени потратила на чалму в восточном стиле для Заремы из «Бахчисарайского фонтана». Как-то сделала очень сложную диадему, которая могла трансформироваться и в ожерелье, и в накладку на волосы. Использовала ее в разных спектаклях — очень удобный аксессуар. 
Талантливые люди талантливы во всем. К чему бы ни прикоснулась их рука, все обретает новые грани и формы.
Камушек к камушку

В диадемах Юлии Дятко танцуют все ведущие балерины театра. Екатерина Олейник — не исключение.ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.
Необходимость украсить своих героинь когда-то заставила взять в руки кусачки и коллегу Анны по сцене заслуженную артистку Юлию Дятко. Увлечение балерина со временем превратила в работу. И даже завела для своих диадем отдельную страницу в Instagram. За эти годы артистка изготовила около сотни уборов — в первую очередь для себя и коллег. В дни, пока театр закрыт, Юлия вновь вернулась к любимому хобби.

— В моих диадемах танцуют практически все наши ведущие девочки: Ирина Еромкина, Ольга Гайко, Марина Вежновец, Людмила Уланцева... Деньги за работу я долго отказывалась брать, просила оплатить только материалы. Потому что пожелания у всех разные: одни хотят с камнями Swarovski, другим нужно что-то попроще. Кто-то сразу приносил свои камушки, и я уже крутила из них… А потом хореографическая школа попросила сделать несколько десятков одинаковых диадем для «Щелкунчика». Затем еще поступил заказ и еще. Даже в Японию отправляла! 

А вот первую диадему для личного использования Юлия сделала, когда получила в театре первую партию.

— Это была Маша из балета «Щелкунчик». Хотелось быть самой красивой, но купить украшения было просто негде. Это сейчас заходи в интернет и выбирай что хочешь. 

Проволоку для первых диадем Юлия взяла у отца. Он же одолжил инструменты. Бусинами и стеклярусом запаслась в театре. 

— Бутафоры разрешили снять их со старых списанных костюмов. Еще, помню, была чешская бижутерия, ее тоже как-то приспосабливали. 

Сейчас изготовить головной убор для спектакля Юлия может за два вечера. Идеи берет в интернете, схемы рисует сама.

— В первую очередь нужно отталкиваться от образа и костюма. Плюс важно изучить параметры балерины. Скажем, если она высокая, диадему лучше сделать пониже. Бывает, присылают картинку: хочу что-то подобное. Ну, значит, примерно такую и делаю. А были случаи, когда приносили покупные и просили доделать, и вот это уже катастрофа. 

С материалом и работой в среднем диадема от Юлии Дятко стоит 150 рублей.

— Много тянут камни, тем более их всегда необходимо брать больше, чем нужно. Они бьются, раскалываются. Но изготовление диадем для меня просто хобби, а не способ заработка. 

Все сама 

Опыт старшей коллеги 7 лет назад начала перенимать и Людмила Хитрова. К изготовлению диадем заслуженная артистка Беларуси также пришла через желание видеть свою героиню прекрасной принцессой.

Царевна Лебедь: к «ушкам» из перьев Людмила Хитрова добавила самостоятельно изготовленную миниатюрную корону.

— За неделю до премьеры «Спящей красавицы» я поняла, что у меня нет двух корон. Начала искать в интернете, посмотрела схему изготовления, спросила совета у Юлии Дятко и решила сделать короны самостоятельно. Получились простенькие, но милые. Храню их до сих пор.

С годами афиша Большого театра пополнялась новыми спектаклями, репертуар Людмилы Хитровой — новыми партиями и образами. 

— С каждым новым спектаклем я усложняла технику изготовления, добавляла новые элементы. Стараюсь совершенствоваться: слежу, чтобы не торчала проволока, нити. Из зала, конечно, этих нюансов не видно. Но хочется, чтобы и вблизи диадемы смотрелись качественно, достойно. 

В поисках материалов Людмила долгое время ездила по всему городу, пока не нашла точку на «Комаровке», которой не изменяет. На камнях старается не экономить.

— Когда стоишь под софитами, качественные камни дают свет, очень красиво переливаются. Тогда диадема заметна из любой точки зала. В среднем только на материал уходит 40 — 45 рублей.

Сейчас артистка тоже не сидит без дела, вернулась к изготовлению украшений.

— Недавно Татьяна Васильченко, у которой своя балетная школа, попросила изготовить диадемы для ее учениц. Я очень люблю детей и с большой радостью и ответственностью подошла к этому заданию. Когда они открыли коробочки, просто пищали от восторга! Их реакция меня, конечно, очень вдохновила. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter