Шлемы виртуальной реальности: больше пользы или вреда?

Дело в шлеме

В конце марта в мире начались официальные продажи шлемов виртуальной реальности нового поколения, и теперь каждый заядлый игрок в компьютерные игры считает своим долгом обзавестись подобным гаджетом. И если раньше VR–устройства (от англ. Virtual Reality — виртуальная реальность) из–за их дороговизны использовали разве что сотрудники военных ведомств и спецслужб, то сегодня этот манящий мир уже ждет с распростертыми объятиями практически кого угодно. Только вот все ли готовы? Насколько это безопасно? И можно ли без вреда для здоровья использовать VR–устройства в повседневной жизни?


Немного предыстории. Идея шлема виртуальной реальности витала в воздухе еще в 1960–х годах. Инженер Мортон Хейлиг изобрел довольно громоздкий аппарат Sensorama — прообраз нынешних компактных шлемов. И благодаря прогрессивной для того времени технологии геймер, например, мог «покататься» по ночным улицам Бруклина на мотоцикле. Погрузиться в иллюзорный мир помогала искусственная генерация запахов — бензина, пыли — и вибромоторчик под креслом. Трясло совсем как на настоящем мощном байке!.. С тех пор технологию совершенствовали и совершенствовали. Появлялись и шлемы с датчиками, которые крепились к потолку, позволяя осматривать трехмерные объекты, и безумно дорогие гаджеты, от которых у пользователей жутко болела голова и случались приступы тошноты. В 1997 году в массовую продажу поступили очки виртуальной реальности от компании Sony со встроенными дисплеями и наушниками. Но и их продавали недолго. Поговаривают, что очки сняли с производства сами производители, мотивируя это заботой о здоровье людей. Значит, VR–устройства не такие уж безобидные?

Да. Первым делом начеку стоит быть людям, имеющим проблемы с психикой. А еще — с предрасположенностью к развитию фобий. К слову, человек может и не догадываться, что он, например, панически боится толпы. Включает игровую консоль, надевает очки или шлем — и вдруг оказывается в самом эпицентре столпотворения в каком–нибудь густонаселенном мегаполисе. Так и до сердечного приступа недалеко! Серьезная стрессовая ситуация может спровоцировать массу побочных явлений. С другой стороны, встряска помогает организму адаптироваться, выработать защитные механизмы. Именно поэтому VR–шлемы могут быть хорошими союзниками в лечении всевозможных психических отклонений. Например, запущенной аэрофобии. Представим: пациент трясется от одного только вида самолета. И именно терапия в виртуальной реальности позволит постепенно приучиться к полетам. Шлемы могут и помочь в лечении депрессий, и стать хорошим тренером — есть программы, развивающие память, пространственное мышление, внимание. Профессор, доктор медицинских наук, психотерапевт Сергей Игумнов приводит в пример российских коллег, которые уже взяли на вооружение такой метод:


— В Смоленском государственном университете на кафедре психологии VR–шлемы используются под руководством доктора психологических наук, профессора Владимира Селиванова. А вот в Санкт–Петербурге военный психиатр, профессор, доктор медицинских наук Сергей Литвинцев использует их для подготовки служащих силовых структур. Благодаря таким устройствам можно искусственно создавать ситуации, в которых бойцы будут проходить своеобразный тест на стрессоустойчивость. Таким образом можно предугадать возникновение посттравматического стрессового расстройства...

Другое дело, что, по мнению специалистов, долгие забавы в очках и шлемах виртуальной реальности могут сказаться на состоянии мышц и костей. По идее, устройство не такое уж и тяжелое (в среднем весит около 330 граммов), но шея заболит, если носить такой головной убор несколько часов подряд. Офтальмологи предупреждают о синдроме сухого глаза, который прежде связывали лишь с длительной работой за компьютером. Да и вообще готов ли организм к тому, что в сантиметре от твоих глаз расположен небольшой дисплей, пусть и хорошего качества с высоким разрешением? У нейробиологов тоже есть вопросы. Дело в том, что в обычной жизни мозг обрабатывает синхронизированные сигналы от различных органов чувств, а в иллюзорном мире такой согласованности нет. Вот почему координировать походку, движения рук, головы в первое время после окончания игры не так просто. В общем–то, за ужином можно запросто угодить ложкой не в рот, а в ухо...


Вообще, для использования VR–шлемов есть универсальные предостережения. С осторожностью — беременным, пожилым людям, при сердечно–сосудистых заболеваниях, эпилепсии, нарушениях зрения. Под контролем взрослых — детям до 13 лет. А в целом — не злоупотреблять! Час игры явно не повредит, а вот сутки или даже недели жизни в виртуальной реальности могут превратить человека в существо, не способное координировать свои движения, теряющее равновесие и ориентацию в пространстве. Это как минимум. Бум продаж подобных гаджетов еще не начался, и врачи могут лишь предполагать о последствиях новинки гейм–индустрии для здоровья. А значит, нам самим надо быть вдвойне внимательными и осторожными.

Кстати

В белорусские интернет–магазины шлемы виртуальной реальности пока не поступили. Да и на мировом рынке их не так много: официально о продажах подобного гаджета пока заявила только одна компания–производитель. Цена устройства — около 350 долларов, плюс у пользователя должен быть компьютер стоимостью приблизительно 1.000 евро. У наc пока можно купить очки виртуальной реальности, которые не обеспечивают эффекта полного погружения в игру, но стоят значительно дешевле. Использовать их можно в паре со смартфоном. Цена — от 400 тысяч рублей на самые дешевые картонные модели до 10 миллионов на дорогие пластиковые аналоги.

meleshko@sb.by

Фото РЕЙТЕР и Владимира ШЛАПАКА

Советская Белоруссия № 81 (24963). Суббота, 30 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter