В Гомельской области за конфискованную по суду машину будут платить и водители, и их начальники

Дело техники

В Гомельской области, чтобы смягчить финансовый удар по казне хозяйств, решились на прецедент: за конфискованную по суду машину теперь расплачиваются и водитель, и управленцы, выпустившие его на маршрут
Вот уже год, как на дорогах пьяный водитель — на особом контроле. Дважды замечен нетрезвым за рулем — прощай, автомобиль. Счет частных владельцев, которые не поняли прописной истины и лишились машин, идет на многие десятки. Техники предприятий в этом «черном списке» пока по минимуму. Однако тревожный штрих: практически вся она родом из сельхозорганизаций. И уже очевидно, что конфискация четырехколесного «работника» грозит большими потерями не только виновнику, но и аграрному предприятию. В Гомельской области, чтобы смягчить финансовый удар по казне хозяйств, решились на прецедент: за конфискованную по суду машину теперь расплачиваются и водитель, и управленцы, выпустившие его на маршрут.


Адрес последних событий — сельхозпредприятие «Вознесенск» Чечерского района. Именно отсюда на тракторе «Беларус» по рабочим вопросам вырулил местный тракторист Виктор Е. И вот незадача: в пути его остановили сотрудники ГАИ. На том же тракторе и не так давно этого механизатора уже останавливали. Был под градусом. Потому лишился водительских прав. Вновь садиться за руль не мог по определению. Но сел. Причем, когда разобрались в деталях, сделал это с ведома начальства. Заместитель прокурора Чечерского района Алеся Зубарева объясняет:

— О том, что Е. лишен водительского удостоверения, знали директор предприятия, главный инженер и бригадир. Однако к работе допустили. Поэтому после конфискации трактора прокуратурой был заявлен иск в интересах хозяйства о взыскании суммы ущерба не только с водителя–виновника, но также с руководителя и двух специалистов. К слову, цена вопроса — 220 миллионов рублей.


Недавно суд вынес решение. Пользуясь законным правом, сумму уменьшил до 142,2 миллиона, разделив ее между «участниками» процесса. Трактористу как главному лицу определили к возврату 100 миллионов рублей. Директору — 10 процентов от суммы ущерба, или 20 миллионов. Главному инженеру 10 миллионов рублей, а бригадиру — молодому специалисту — 12 миллионов. Как будут «возвращать» потерянный трактор, пытаюсь выяснить из первых уст в самом «Вознесенске». Однако на посту руководителя — уже новый человек. Дмитрий Кравченко, впрочем, знает о потере:

— Это ведь был один из самых крепких тракторов. Ему всего пять лет... Прежний руководитель в хозяйстве уже не работает. Тракторист тоже. Теперь наша задача состоит в том, чтобы назначенные судом суммы возвращались хозяйству. Но вы же понимаете, из зарплаты будут высчитывать годами...

Новый руководитель тем временем спешит убедить в том, что теперь все по–другому. Уследить за каждым, разумеется, непросто. Однако с ГАИ уже наладили обмен информацией. Регулярно запрашивают данные о том, кто из работников лишился водительских прав за пьяную езду. Ведь как обычно бывает. Попался нетрезвый механизатор на своем личном автомобиле, удостоверение забрали. А права тракториста остались у него на руках. На работе он их потом и предъявляет.

По словам старшего прокурора отдела областной прокуратуры Виктории Сергеенко, конфискация уже коснулась аграриев Калинковичского, Речицкого, Лельчицкого, Жлобинского, Буда–Кошелевского районов. В последнем, к слову, сразу два хозяйства — «Пенчин» и «Николаевка» — лишились рабочих тракторов. Здесь же столкнулись с еще одной задачкой–головоломкой. В ОАО «Эксбаза «Пенчин» под конфискацию попал «Беларус», купленный несколько лет назад хозяйством в лизинг. К моменту, когда тракторист в обеденный час решил проехать на нем, приняв на грудь литр пива, предприятие выплатило только 16 миллионов рублей от стоимости машины, погашение остальных примерно 170 миллионов еще предстояло. И что в итоге? Трактора нет, лизинг гасить нужно. В чем сложность момента, рассказывает помощник прокурора Буда–Кошелевского района Вячеслав Болотин:

— Мы обратились в суд с иском о взыскании ущерба с водителя. Однако в качестве суммы, подлежащей возврату, смогли заявить только 16 миллионов рублей, которые хозяйство уже выплатило. Поскольку именно эта сумма является реальным ущербом. Тогда как предстоящие платежи, которые еще не внесены, к таковому отнести нельзя.

— То есть получается, остальные десятки миллионов потеряны навсегда?

— Не совсем. Есть два варианта. Хозяйство может сейчас разовым платежом перечислить всю сумму стоимости трактора и заявить новый иск. Или делать это ежемесячно после внесения каждого очередного платежа по лизингу. Но и то и другое, согласитесь, несколько проблематично.

Что на дорогах страны должен быть порядок, обсуждению не подлежит. Пьяный водитель за рулем своей ли машины, производственной — нет разницы. Нужно наказывать жестко, как того требует закон. Но в частном случае виновник теряет личный автомобиль. В производственном же — технику хозяйства. Согласитесь, есть тема для размышления.

С одной стороны, если на маршрут выехал водитель–бесправник — это управленческая проблема предприятия. Значит, с дисциплиной здесь беда и все справедливо. Но с другой — нельзя полностью исключить человеческий фактор, а потому в итоге по максимуму теряет как раз предприятие и коллектив, которому после увольнения горе–тракториста надо по–прежнему на чем–то работать и зарабатывать.

dralukk73@mail.ru
Фото автора и пресс-службы ГАИ УВД Гомельского облисполкома.
Советская Белоруссия №230 (24611). Среда, 3 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter