Как начатый с нуля семейный бизнес вырос до успешного предприятия, имеющего вес на внешнем рынке

Дело счастливого случая

Литой алюминиевой посудой, сходящей с конвейера лунинецкого ПЧУП «Виктория», не первый год пользуются не только домохозяйки, но и предприятия общепита. Разработанная здесь технология нанесения антипригарного покрытия в 2016 году Государственным комитетом по науке и технологиям была признана инновационной. Увеличение экспорта, освоение новых видов продукции, расширение рынков сбыта — корреспондент «Р» узнал, как удается частной компании, формирующей до 5 процентов районного бюджета, в не самых простых экономических условиях не только не сбавлять обороты, но и динамично наращивать производство. 

Нашли свою нишу

Многим памятен «лохотрон», прокатившийся по регионам несколько лет назад. Под видом «акций» и «распродаж» ушлые дельцы втюхивали доверчивым покупателям подделки сомнительного происхождения, выдавая их за элитную кухонную посуду из Европы. Аргумент в пользу спонтанной покупки у продавцов не отличался креативностью: мол, «настоящую» сковороду или утятницу, которая прослужит не один год, возможно приобрести только сейчас и только у них. В то же время здравомыслящие люди, заглянувшие в обыкновенный супермаркет или специализированный магазин, могли найти на полках посуду белорусского производства, пользующуюся высоким спросом даже за пределами страны. И выпускают ее в небольшом полесском городке, Лунинце, уже почти четверть века. 

ПЧУП «Виктория» — яркий пример созданного с нуля эффективного семейного бизнеса. У истоков его появления стоял бывший главный инженер ОАО «Полесьеэлектромаш» Юрий Плаксин. 23 февраля 1998 года он учредил небольшую компанию, которой дал имя своей дочери Виктории. На первоначальном этапе становления предприятия основным видом деятельности было изготовление отливок из алюминия производственно-технического назначения. Заниматься же производством посуды на «Виктории» начали в некотором роде по воле случая. 


— Однажды в магазине мы с супругой Татьяной, которая сейчас работает директором нашего предприятия, купили алюминиевую сковороду, которая не прослужила и месяца, — рассказывает Юрий Плаксин. — Проблема заключалась в том, что сковорода была изготовлена методом штамповки из тонкого алюминия. И тогда я понял, что на отечественном рынке ощущается нехватка качественной посуды. Поэтому решил наладить у себя выпуск литых алюминие­вых сковородок, которые имели бы утолщенное донышко. Сам спроектировал дизайн посуды и специальные формы для ее отливки — и дело пошло! Вскоре наша посуда завоевала признание потребителей и специалистов в Беларуси и за рубежом.

Ставка на инновации

Сегодня «Виктория», где трудится более 160 человек, представляет собой динамично развивающееся предприятие, на котором организовано производство полного цикла. Оно имеет собственные производственные цеха с современным металлообрабатывающим и литейным оборудованием площадью около 7 тысяч квадратных метров. На предприятии внедрена система менеджмента качества ISO 9001 — 2015. При этом разработанная здесь технология нанесения антипригарного покрытия в 2016 году Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь была признана инновационной. 

— Могу со всей ответственностью утверждать, что по своему качеству наша посуда не уступает европейским аналогам, а в чем-то даже и превосходит их, — подчеркивает Юрий Плаксин. — Мы производим ее методом ручного литья в кокиль, что многократно увеличивает прочность изделия. Причем льем исключительно из пищевого алюминия по первому баллу пористости — это показатель ведущих мировых производителей. В среднем за год у нас перерабатывается более 1000 тонн пищевого алюминия.

Продукция ПЧУП «Виктория». 

Сейчас предприятие производит более 170 наименований литой алюминиевой посуды с антипригарным покрытием и без покрытия: сковородки, ковши, кастрюли, жаровни, утятницы и другие наименования. Объемы годового производства доходят до миллиона изделий. Примерно 50 процентов из них реализуется под собственной торговой маркой, оставшаяся часть — под брендами других заказчиков, активно сотрудничающих с предприятием. В основном, из России. Соседи особенно ценят инновационную лунинецкую посуду для индукционных плит. Сопоставимых по качеству аналогов там не производится, а импорт существенно сократился.

— Наша продукция сертифицирована в Беларуси, России, Евросоюзе, — подчеркивает учредитель предприятия. — Но сегодня приоритетными для нас являются белорусский и российский рынки. Некоторое время назад на нас выходил один из ведущих европейских брендов кухонной посуды и предлагал производить для них различные изделия. Однако нас не устроили предложенные условия — поставки на внутренний рынок, в Россию и страны СНГ для нас оказались гораздо выгоднее. И эта ставка себя оправдала. Экспорт продукции за 2021 год по отношению к 2020-му составил 146 процентов, выручка от реализации продукции увеличилась на 32 процента. Такая же тенденция наблюдается и в текущем году. 31 октября мы уже выполнили свой годовой план и оставшиеся два месяца будем его перевыполнять. По нашим расчетам, рост объемов производства должен составить не менее 30 процентов. 

В производственных цехах ПЧУП «Виктория». 

Ответ на вызовы

Конечно, ситуация с разного рода ограничениями в определенной степени сказывается и на работе лунинецкого предприятия. Однако здесь сумели минимизировать возникшие негативные последствия.

— К примеру, еще раньше мы перешли на использование китайских красок для антипригарного покрытия, — говорит Юрий Плаксин. — По своим характеристикам они теперь превосходят западные аналоги. Поэтому сегодня уже и многие известные европейские производители посуды тоже приобретают их.

Прибыльно работающее предприятие, безусловно, идет на пользу Лунинецкому району. Около 5 процентов налогов, поступающих в консолидированный бюджет района, приходится на ПЧУП «Виктория». Средняя зарплата здесь составляет почти 1700 руб­лей, что по меркам небольшого райцентра выглядит весьма достойно. Как и любой социально ответственный бизнес, предприятие участвует в благотворительных инициативах, несколько лет финансово поддерживало строительство православного храма в Лунинце.


— Сегодня мы, несмотря на сложные времена, имеем все возможности для того, чтобы стабильно двигаться вперед в своем развитии, — уверен Юрий Плаксин. — Те вызовы, которые возникли перед нашим и другими предприятиями, несут не только риски, но и открывают перспективы для освоения новых рынков сбыта и расширения уже имеющихся. И этими возможностями надо суметь воспользоваться. К примеру, сейчас мы активно осваи­ваем выпуск весьма востребованных насосов шестеренных и уже имеем договоренности о поставках с нашими ведущими машинострои­тельными предприятиями. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Александр Прадун, первый заместитель председателя комитета экономики Брестского облисполкома:

— Субъекты малого и среднего предпринимательства играют заметную роль в экономической жизни Брестчины. Так, за январь — август текущего года от них в консолидированный бюджет области поступило 622,6 миллиона рублей, или 41,8 процента налоговых поступлений. За этот же период объем их экспорта товаров и услуг составил 802,8 миллиона долларов. Это на 55,1 миллиона долларов больше, чем за аналогичный период 2021 года, темп роста составляет 107,4 процента.


poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter