«На Багамы и Карибы не ездим»: как живет малый бизнес в Украине

Дело с местным колоритом

В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business 2018 наша страна заняла 38-е место среди 190 государств мира. А соседка Украина разместилась в нем гораздо ниже — на 76-й строчке. На первый взгляд, скромный результат. Однако еще пять лет назад страна-соседка находилась в середине второй сотни, рядом с Ираном, Мадагаскаром и Сьерра-Леоне. Теперь развитие малого бизнеса — один из приоритетов государственной политики и в Беларуси, и в Украине. 

Как сегодня живет украинский малый бизнес? Что волнует предприимчивых людей? Ответы на эти вопросы корреспондент «Рэспублікі» искал в приграничных районах Волынской области.

«Надо работать, а не жаловаться»

В пункте пропуска «Доманово» очередь из двух десятков автомобилей. Типичная картина. Бывает и хуже. От машины к машине перебегает женщина лет 40, о чем-то просит водителей. Подошла ко мне: «Перевезете через границу блок сигарет? Это допустимая норма. А на той стороне вас встретят». Я соглашаюсь — криминала в этом нет. Но взамен прошу «табачницу» рассказать о том, как устроен ее бизнес.

Толкучка рядом с украинско-белорусской границей.

Ольга живет в одном из приграничных сел. Работы нет. Муж на заработках где-то под Киевом. Раньше шабашил в Подмосковье, теперь ищет заказы на родине, в Польше и в Беларуси. Дома появляется редко. 

В конец очереди становится еще один автомобиль — BMW с номерами Черкасской области. Водитель и пассажир берут на перевозку два блока. Ольга возвращается, продолжает рассказ: 

— Сигареты в Беларуси стоят чуть дешевле, чем в Украине. На этом и зарабатываем. Передаем по блоку из одной страны в другую. С каждого блока получается меньше доллара дохода. А если учесть, что работаем мы вместе с кумом, то на каждого выходит и вовсе смешная сумма. Но что делать? Жить как-то надо…

Воскресным днем покупателей на рынке немного.
На другой стороне границы ко мне подходит тот самый кум. Забирает сигареты, кладет их в черный плотный пакет, благодарит. Такой вот бизнес.

Возле первого украинского кафе в ожидании «передачек» из Беларуси беседуют еще несколько человек. В кафешке — аншлаг. Свободных столиков нет, хозяин бегает в мыле. Не время для праздных разговоров. Неподалеку раскинулись торговые ряды. Здесь можно купить китайские сланцы, нижнее белье, спортивные брюки, кроссовки, джинсы, майки и прочее. Вся одежда сомнительного качества и происхождения. Цены — соответствующие. 

Покупателей немного. Торговцы прячутся от жары в тени деревьев и микроавтобусов. Предприниматель Валерий Семенюк раскладывает на столиках свой нехитрый товар. В деле он уже давно. Одежду закупает на оптовых базах в Одессе, Хмельницком, Черновцах. Здесь продает. Основные покупатели — из Беларуси. Ну и жители окрестных сел заходят. Условиями своей работы Валерий доволен: 

— Раньше были какие-то журналы, приходилось их заполнять, записывать выручку. А сейчас — единый налог. Я плачу 300 гривен (1 белорусский рубль — примерно 13 гривен. — Прим. авт.) плюс в пенсионный фонд 700 гривен. Можно заплатить за месяц, а можно за полгода вперед. Бумаг на товар у меня нет. Какие бумаги на оптовых базах? Мою деятельность никто не проверяет. Налоговый инспектор и так видит в компьютере, что я добросовестный налогоплательщик. А вообще, работы здесь нет. Половина мужиков разъехались на заработки. Кто в Польше, кто в Беларуси…

Спросил у Валерия, приходилось ли ему давать взятки. Сосед по прилавку, услышав вопрос, оживился, засмеялся: 

— А вы с какой целью интересуетесь? Что-что, а коррупция у нас в полном порядке. Хотя раньше было еще хуже. У нас взяток не требуют по простой причине — взять особо нечего. Мелко плаваем. Зарабатываем на хлеб, на Багамы и Карибы не ездим. Даже в Одессе, честно говоря, ни разу не были, моря не видели. Постоянно на работе. 

Помимо торговли, Валерий занимается сельским хозяйством. У него есть трактор и семь гектаров земли. Сажает картофель, зерновые. Держит десять поросят, кур, корову, другую живность. Говорит, что торговлей зарабатывать легче:

— Тут ведь как? Продал — получил деньги. А в землю вложишь, а когда получишь эти деньги и получишь ли вообще — большой вопрос. В этом году, например, у меня семенная картошка проросла, несколько тонн пришлось выбросить. Земли тут неважные, есть проблемы со сбытом продукции. Но надо работать, а не жаловаться. Правильно?

«Главная проблема — безденежье»

Ковель — 70-тысячный райцентр в 77 километрах от границы. Здесь все крутится вокруг малого и среднего бизнеса. Кажется, будто каждый ковельчанин чем-то промышляет, торгует или оказывает какие-то услуги. Здания щедро залеплены рекламой, а предприниматели приветливы и радушны. Поговорить о насущном здесь любят.

Воскресным днем на рынке в Ковеле немноголюдно. Петляю узкими проходами, словно на восточной барахолке. В одной из палаток предприниматель, торгующий рыболовными снастями, разгадывает сканворд. Чешет за ухом карандашом, спрашивает у соседа напротив:

— Слухай, а яка-то столиця в Чилі?

— А я знаю? Подзвони Володі. Він географом колись працював.

— А якщо буде питання з астрофізики, мені кому дзвонити? Ти сам хоч щось знаєш?

Изображаю заинтересованность, разглядываю катушки. Торговец откладывает сканворд, забывает о неразгаданном Сантьяго, нахваливает свой товар. Поговорив о катушках, рыбных местах и неважных уловах последнего времени, перешли к главному. Предприниматель условия бизнеса оценил кратко и емко:

— Дикий капитализм. Привез товар, продал, уехал за следующей партией. Или ждешь, пока привезут. Главная проблема для бизнеса — это то, что у людей денег нет. Продажи стремятся к нулю. Вот и все. А более-менее оплачиваемой работы в городе не найти. Все работают на себя. 

Неподалеку трудится Елена Чабан. У нее своя мастерская одежды — павильончик два на два метра. Каждый покупатель знает: подшить новые джинсы или юбку лучше и дешевле здесь. Цены — от 50 гривен: 

— В бизнесе я уже пять лет. Раньше работала на заводе «Ковельмолоко», но его закрыли. Пришлось решиться на свое дело. Вроде получается неплохо. Во всяком случае, здесь я зарабатываю больше, чем на заводе. Да и вообще, не жалуюсь.

После закрытия завода Елена отправилась на биржу труда. Окончила месячные курсы для начинающих предпринимателей, получила стартовый капитал — 8 тысяч гривен. По тем временам — тысячу долларов. Чуть добавила и купила павильон. Зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя за один рабочий день. 

Елена перечисляет свои ежемесячные затраты: пенсионный фонд — 800 гривен, налог — 180, аренда места под павильон обходится еще в 300 гривен:

— Мы ведем вот такую книжку. Сюда записываем ежедневную выручку. Сколько я работаю, в эту книжку никто не заглядывал. Может, уже и не нужно ее вести. Но я все добросовестно заполняю. На всякий случай. 

— Что, на ваш взгляд, мешает развиваться малому бизнесу в Украине? — задаю вопрос.

— Мне кажется, что у нас очень дорогие кредиты. Плюс я бы снизила отчисления в пенсионный фонд — в прошлом году мы платили в два раза меньше. Что еще? Сложно сказать. С проявлениями коррупции лично мне сталкиваться не приходилось. 

Андрей Бутынский уже 10 лет занимается изготовлением ключей. У него свой павильон напротив рынка. Когда-то Андрей был занят на «государственной работе», потом все бросил и стал ключных дел мастером. О сделанном выборе ничуть не жалеет:

— Здесь я однозначно зарабатываю больше. На всякие налоги, бумажки не отвлекаюсь — этим занимается жена. Даже не знаю, сколько плачу налогов. Вести дела несложно. Регистрируйся, работай, мешать никто не будет. У нас ведь по-другому не проживешь. Крупных предприятий нет. «Ковельсельмаш» почти не работает. Средняя зарплата для Ковеля — около 4 тысяч гривен. Пенсии — чуть больше тысячи. Примерно столько же стоит коммуналка. В Киеве, Львове, Луцке можно найти работу на 10 тысяч гривен, поэтому многие уезжают. Сейчас в Польше встретишь больше знакомых, чем в Ковеле. 

Андрей Бутынский уже 10 лет занимается изготовлением ключей.

Рядом с павильоном Андрея находится Bristol — один из лучших торговых центров города. Предприниматели жалуются, что продажи сейчас неважные. Ирина Петровна объясняет это падением покупательной способности населения:

— Я продаю хорошие, брендовые вещи. Вот эта мужская сорочка всегда стоила 50 долларов. Раньше это было 400 гривен, сейчас — 1300. Люди, услышав цену, разворачиваются и уходят. Прежде нашей целевой аудиторией был средний класс, теперь этого среднего класса не осталось. А местные богачи одежду не в Ковеле покупают, а за границей. Наверное, за 15 лет моей работы сейчас самое тяжелое время. 

Bristol — один из лучших торговых центров города.

Спасение от безработицы

В 80 километрах от Ковеля расположен шеститысячный Шацк — центр курортной жизни севера Украины. Вокруг — знаменитые Шацкие озера. Основа местного бизнеса — агротуризм. Летом буквально все жители городка и окрестных сел готовы принять на постой туристов. Для многих это единственный источник дохода. И главное спасение от безработицы. Районная служба занятости постоянно проводит тематические семинары, обучает желающих азам платного гостеприимства. Сейчас для бизнеса здесь спокойные времена. Говорят, так было не всегда. 

Предприниматель Александр Зыщук рассказывает, для кого раньше закон был не писан:

— Лет шесть-семь назад сюда нагрянули близкие родственники высокопоставленного чиновника. Отдыхали с размахом — вслед за кортежем приехал грузовик с едой и напитками. Ребятам на Шацких озерах понравилось. Подумали, неплохо было бы заиметь здесь бизнес. Но развивать что-то с нуля сложно. Решили пойти другим путем — просто «отжали» у местного предпринимателя ресторан. Заинтересовались и торговым центром. Но этот объект владелец успел переоформить на гражданина Польши. Хочется верить, что сегодня такая история вряд ли возможна.

Александр — один из тысяч тех, кто занимается приемом и размещением туристов. У него небольшая гостиница на 30 человек:

— С каждым годом туристов у нас все больше. Едут в основном из Киева. Белорусы тоже частые гости. Им мы всегда рады. Для отдыхающих созданы все условия. Работает прокат лодок, катамаранов, велосипедов, неподалеку — всевозможные аттракционы. 

«Высокий» сезон в этих краях недолгий. Всего пару месяцев. Заработать за это время удается неплохо. Сколько? Конкретных цифр Александр не называет, отшучивается: «Было бы невыгодно — не занимался бы. А тут даже новую стройку начинаю». С местными властями отношения рабочие — хозяин усадьбы исправно платит налоги, а ему никто не мешает трудиться и развиваться.

Между Шацком и белорусской границей находится деревня Мельники. На окраине села живет Владимир Подложнюк. Агротуризмом он занимается 10 лет. Каждый год принимает больше полутысячи человек. В основном приезжают украинцы из разных регионов страны. Белорусы также постоянные гости. 

Владимиру Подложнюку принадлежит огромный участок. Значительную часть его занимает искусственное озеро, в котором водятся карп, толстолобик и окунь. Рядом с водоемом — баня и несколько беседок. К своим гостям Владимир относится трепетно. Кормит, поит, возит на экскурсии и даже в экспедиции на внедорожнике. В общем, развлекает, как может. Ночлег стоит недорого — 150 гривен. Это примерно 11 белорусских рублей. Желающих отдохнуть в большом доме гостеприимного хозяина всегда много, записываться приходится за месяц-полтора.

В гостевых комнатах ничего лишнего. Кровати, тумбочки, телевизоры. Есть своя кухня и повар, который принимает заказы. Одновременно в коттедже могут разместиться 30 человек. Зарабатывая на туристах, Владимир не забывает о налогах: 

— За сезон я плачу примерно 2000 гривен. Но большинство предпочитают своими доходами с государством не делиться, хотя в наших краях очень многие живут за счет туризма. Я думаю, что процентов 40—50. Сейчас в эту отрасль люди вкладывают огромные деньги. Строится много современных коттеджей, отдых в которых стоит недешево.

Условиями ведения бизнеса Владимир доволен. Местные власти в его дела сильно не вмешиваются, контролирующие органы не частят с проверками:

— А что проверять? Из чего я борщ варю? Так если он будет невкусным, то люди ко мне больше не поедут, я сам себя накажу. Вообще, ко мне в дом могут попасть только полицейские. И то если приехали по вызову. Остальным вход заказан. Частная территория.

Сначала думай о малых

Любопытное исследование настроений малого и среднего бизнеса провел Союз украинских предпринимателей. 67 процентов малых и средних предприятий в Украине расширили свою деятельность в прошлом году. В этом — 89,7 процента опрошенных стремятся повысить объемы реализации своей продукции или услуг; 75 процентов — расширить штат; 50 процентов — прогнозируют выход на новые рынки; 39,7 процента — планируют открыть новый вид деятельности. 

В Ковеле множество разных лавочек, магазинчиков, забегаловок.
Тем не менее руководитель строительной компании Андрей Доценко не считает, что проблемы предпринимательства в Украине решаются успешно:

— По сути, все проблемы малого и среднего бизнеса, о которых говорят и пишут, можно выделить в следующие группы: законодательные, политические, финансовые, общеэкономические, социальные и криминальные. Основная политическая проблема заключается в том, что местное государственное регулирование, с одной стороны, детально и обременительно, из-за чего просто необходимы разработка и реализация мероприятий по дерегуляции, а с другой — деятельности многих субъектов малого и среднего бизнеса свойственна низкая социальная ответственность, что требует постоянного присутствия «государственной дубинки».

По мнению предпринимателя, есть серьезные пробелы и противоречия в законодательстве, различия в применении имеющейся нормативной базы, медлительность правоохранительной и судебной систем и, конечно, коррупция. 

— Финансовые проблемы многих предпринимателей упираются в высокие банковские проценты по кредитам, проблемы с обеспечением залога, неразвитость института овердрафта. В их решении значительную роль могло бы сыграть развитие сети венчурных фондов в Украине, бизнес-инкубаторов, технологических и индустриальных парков. Плюс дальнейшее развитие системы государственных гарантий по кредитам бизнеса, реализация региональных и национальных программ поддержки предпринимательства.

В Украине малый и средний бизнес — это больше 99 процентов субъектов хозяйствования. От того, как он будет работать сегодня, во многом зависит, как страна будет жить завтра. Предприниматели ждут дальнейшего улучшения делового климата и рассчитывают, что в основе всех экономических преобразований будет лежать принцип Think first small — «Сначала думай о малых».

p.losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter