Дело прокурора

Генеральный прокурор Григорий Василевич — достаточно открытый для прессы человек. Приняв высокую должность относительно недавно, 8 февраля 2008 года, он только нашей газете дал уже несколько интервью...

Генеральный прокурор Григорий Василевич — достаточно открытый для прессы человек. Приняв высокую должность относительно недавно, 8 февраля 2008 года, он только нашей газете дал уже несколько интервью, последнее из которых — «Закон на службе справедливости» — было опубликовано 5 марта этого года. Можно ли объяснить такую публичность только лишь нормой закона? Уместно напомнить формулировку пункта 1 статьи 9 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь»: «Прокурорский работник действует гласно и открыто...» Или же есть причины, обусловленные личностью нашего собеседника?


В последние дни Григорий Василевич публично выступил с антикоррупционным докладом и дал пресс–конференцию, которые широко освещались в СМИ. Эти выступления, как и прежние интервью нашей газете, имели, как правило, определенный повод или тематику. Полагаем, что личность Г.Василевича, доктора юридических наук, профессора, и День работников прокуратуры, который отмечается сегодня, позволяют поговорить о профессии более широко.


— Григорий Алексеевич, чем бы вы объяснили такой феномен?.. К людям других правоохранительных профессий приклеилось — в просторечье, сленге, даже в кино и литературе — немало шутливо–язвительных словечек. Не буду повторять: они на слуху и практически общеприняты. Но я не слышал ничего подобного относительно представителей вашей профессии. Даже в криминальной среде, скорой на клички–«погоняла», прокурор — только прокурор. Никак иначе!


— Думаю, что ответ заключается в природе и предназначении прокуратуры. Слово происходит от латинского procurare, что значит заботиться. Прокуратура заботится о верховенстве закона, то есть о защите прав и свобод каждого человека. Как, впрочем, и надлежащем выполнении им обязанностей, установленных законом. Любой человек, допустивший правонарушение, даже если он открыто в этом не признается, в глубине души, полагаю, соглашается с тем, что его действиям со стороны государства и общества должна быть дана оценка.


— Сколько сотрудников работает в системе прокуратуры?


— Наша система немногочисленна: всего 1.988 прокурорских работников. Из них около 400 следователей, которые расследуют наиболее сложные уголовные дела: все убийства, причинение тяжких телесных повреждений, коррупционные преступления... Представьте себе выезд следователя — а это часто молодой человек — на место совершения преступления и его осмотр: кровь, труп... Можете представить эмоциональное состояние. Работники районных и городских прокуратур проводят и проверки фактов смерти или гибели людей от естественных причин либо носящих ненасильственный характер. Например, суицидов.


— Можно ли как–то очертить объем работы, который выполняет прокуратура?


— Только в Генеральную прокуратуру приходит до 400 обращений еженедельно. Во всю систему таких обращений поступает в 8 — 10 раз больше. Они должны быть рассмотрены, а права граждан или субъектов хозяйствования — если они были нарушены — восстановлены. Например, за последнюю неделю в различные инстанции направлено 195 представлений в связи с нарушениями действующего законодательства, 176 протестов относительно незаконных актов, 201 предписание, 214 предупреждений... Отменено около 400 постановлений о прекращении расследования, о его приостановлении, об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурорами в суды направлено 904 уголовных дела. Каждое было изучено: проверены законность расследования, наличие доказательств вины...


В течение недели поддержано обвинение по 1.068 уголовным делам. Добавьте к этому, что для прокурорских работников, которые выступают в качестве гособвинителей, в 40 процентах судов нет кабинета или постоянного рабочего места. Где можно, скажем, во время перерыва полноценно подготовиться к продолжению судебного заседания. По моему настоянию ситуация несколько улучшается. Однако недавняя поездка в Барановичи показала, что Министерство юстиции и судебная система безразличны к решению данного вопроса. Продолжу приводить примеры: в общие суды прокурорами направлен 431 иск на сумму около 1 млрд. рублей, в хозяйственные суды — 66 исков на сумму 3,3 млрд. рублей. Повторю: это итог недели.


Сложнее выразить в цифрах, например, надзор за соблюдением законности при разработке проектов нормативных правовых актов или участие в международном сотрудничестве. Имеются в виду, в частности, рассмотрения международных просьб об оказании правовой помощи, о выдаче лиц... Есть в Генеральной прокуратуре и отдел по связям со СМИ, сотрудники которого основательно знакомятся с содержанием публикаций. В целом надо отметить, что журналисты, особенно если они специализируются на правовой тематике, готовят свои публикации профессионально. Недоразумения возникают, но, как правило, разрешимые.


— Что можно сказать о Генеральной прокуратуре?


— Это центральное звено нашей системы, в котором трудятся 216 прокурорско–следственных работников. Это опытные и толковые специалисты различного возраста: начальник управления Генеральной прокуратуры по надзору за расследованием уголовных дел И.К.Зуй, начальники отделов П.В.Врублевский, А.Г.Козаченко, Д.С.Дорошевич, В.К.Корзун, С.Т.Тележевич, И.Г.Шкатуло, Н.Ю.Матвеева, Г.А.Шостак, Г.Р.Юнчик и многие другие, которые своим добросовестным трудом демонстрируют преданность профессии. Хочу отметить добросовестную и ответственную работу ряда следователей Генпрокуратуры: Г.В.Борисова, А.П.Данисевича, С.А.Байковой... К Дню прокурорского работника отмечена работа следователя прокуратуры Первомайского района Минска Е.В.Филиповича, старшего следователя прокуратуры Минского района С.В.Бреля, следователя прокуратуры Толочинского района В.А.Лапцевича и ряда других.


Думаю, что в этот день в областных и приравненных к ним прокуратурах добрым словом вспомнят своих сотрудников. Прокурор стоит на страже интересов государства, общества и каждого гражданина.


— Можно сделать вывод, что прокуратура как надзирающий орган имеет всеобъемлющие полномочия...


— Конечно, мы осуществляем надзор не только за расследованием уголовных дел, законностью вынесения судебных постановлений, их исполнением, но имеем огромные задачи вне уголовно–правовой сферы. По существу, можно говорить о правозащитной функции прокуратуры. Буквально на днях, например, мы рассматривали вопрос о соблюдении законодательства местными исполнительными и распорядительными органами — от облисполкомов до сельисполкомов — при предоставлении и изъятии земельных участков. Выявлены массовые и грубые его нарушения, начиная от процедуры рассмотрения заявлений и заканчивая очередностью предоставления участков. Основной упрек можно высказать не столько председателям сельских и поселковых Советов, сколько в адрес вышестоящих исполнительных органов, а также Госкомимущества и прежде всего его землеустроительной службы.


Дело прокуратуры — исполнять действующее законодательство. Но когда в ходе проверки мы видим недостатки законодательства, его противоречия, то обращаем на это внимание. В последние годы не отмечалось стабильностью, например, законодательство о земле. До сих пор не определены критерии постановки нуждающихся на очередь. В целом не выполнялись требования Главы государства о наведении порядка в данной сфере. Например, решение Президента предписывало облисполкомам до 2005 года утвердить границы пригородных зон. Но сделано это было на год–полтора позже. Это создало условие для принятия незаконных решений, пострадали граждане.


Что актуально для людей, тем озабочены и прокуроры. Это труд, жилье, общественная безопасность, здоровье, дебюрократизация, борьба с коррупцией, социальная защита — в особенности детей, престарелых, инвалидов.


— Как бы вы охарактеризовали криминогенную ситуацию в нашей стране? Каковы тенденции?


— Прежде чем назвать цифры, замечу, что каждый гражданин должен чувствовать себя безопасно там, где он живет или находится в данный момент: на улице, в парке, сквере... Это главное. В нашем государстве такое ощущение, полагаю, есть. Вижу в этом и заслугу прокурорских работников всех уровней, которые целенаправленно координировали работу не только правоохранительных, но и иных органов — исполкомов, местных администраций, общественных формирований — с целью воздействия на криминогенную ситуацию. Нам удалось в 2008 году снизить количество убийств на 18,5 процента, за 5 месяцев этого года — на 30, разбоев — на 30 и 29 процентов соответственно, грабежей — на 23 и 22... В целом за 2008 год число преступлений уменьшилось на 12 процентов, за 5 месяцев 2009-го — еще на 12. Раскрываемость преступлений повысилась на 7 процентов. Это свидетельство профессионализма и организованности сотрудников правоохранительных органов и позитивного влияния прокуратуры.


— Вы уже сказали, что следователи прокуратуры расследуют коррупционные преступления. Нельзя ли привести самые вопиющие примеры?


— На протяжении ряда лет старшим следователем Генеральной прокуратуры С.А.Байковой расследованы многоэпизодные уголовные дела, связанные с незаконным перемещением товаров из Польши в Беларусь. В суд направлены уголовные дела в отношении 67 обвиняемых: представителей таможенных, правоохранительных органов, коммерческих структур. 15 июня 2009 года в Белорусский военный суд направлено очередное уголовное дело в отношении 19 обвиняемых, среди которых преобладают работники таможни. Речь идет о незаконном перемещении мебели на протяжении 2003 — 2006 годов. Хорошо, что эти преступления выявлены. Но ведь в течение четырех лет перевозилась не иголка в стогу сена, а машины с мебелью! Ущерб государству был причинен на сумму 2,2 млрд. рублей. Его возмещение обеспечено следственными мерами.


Другой пример. По фактам нарушений в системе Министерства энергетики расследуются 8 уголовных дел. Одно из них в отношении бывшего начальника отдела теплотехнических ресурсов ОАО «Белэнергоснабкомплект», который на протяжении длительного времени совместно с генеральным директором одного ЗАО осуществлял закупки импортного оборудования по заведомо завышенной стоимости для нужд энергетического комплекса страны. Размер ущерба государственным предприятиям — а значит, и государству! — оценивается в 30 млрд. рублей. Речь идет, в частности, о поставках турбины для Минской ТЭЦ–4, газогенераторной установки для Светлогорской ТЭЦ РУП «Гомельэнерго», газогенераторных установок для Лукомльской ГРЭС РУП «Витебскэнерго». Для возмещения причиненного ущерба наложен арест на денежные средства обвиняемых в сумме 12 млрд. рублей и недвижимое имущество стоимостью около 13 млрд. рублей.


— В последнее время в обществе и правоохранительной среде активно обсуждается проблема тяжести наказания... Каково ваше мнение?


— Нам необходимо вместе с судами сбалансировать структуру применяемых мер уголовной ответственности: на протяжении последних лет 24 — 26 процентов осужденных приговариваются к лишению свободы. Представляется, что можно больше использовать возможности таких мер, как общественные и исправительные работы, штраф. Число лиц, находящихся в местах лишения свободы, хотя и снизилось в последние годы, но еще достаточно велико — около 35 тысяч. Рассчитываем на более активное взыскание ущерба от преступлений судебными исполнителями. Надо обеспечить единую прокурорскую и судебную практику по стране, чтобы не было значительных отличий от области к области. Надо скрупулезно считать процессуальные издержки и взыскивать их с виновных лиц. Более принципиально воздействовать на другие государственные органы с целью надлежащего выполнения директив Главы государства, декретов, указов, законов.


Особая тема — предупреждение рецидива преступлений. Здесь явно недорабатывают не только органы МВД, прокуратура, но и министерства социальной защиты, культуры, образования, здравоохранения, местные Советы депутатов. Не снимая ответственности с каждого человека за собственную судьбу, хочу подчеркнуть, что лицам, которые освободились из мест лишения свободы, отбыли иное наказание, необходимо помогать в трудоустройстве, адаптации к нормальной жизни. В этом заинтересовано и само общество, ведь речь идет о его безопасности. Лучше не дожидаться новых преступлений, чтобы снова отправить людей «за решетку», а предупредить это, принимая меры по их социализации.


Ярким и убедительным примером является исполнение Декрета Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». За последние полтора года мы смогли не только увеличить с 27 до 40 процентов возмещение расходов, которые несет при этом государство, но и существенно повлиять на состояние преступности среди несовершеннолетних: она также уменьшилась.


— Что вы пожелаете подчиненным коллегам в связи с профессиональным праздником?


— Знаю, что независимо от уровня прокуратуры — районная, областная (городская), Генеральная — труд прокурорского работника очень тяжел. Исхожу из того, что каждый работающий в нашей системе любит свою профессию и дорожит ею. Поэтому хочу каждому коллеге пожелать творческого отношения к исполнению своих обязанностей, стремления выполнять работу как можно лучше, быть полезным гражданам и государству, которому мы служим, семейного и личного счастья, удовлетворения от работы. С праздником!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter