Сможет ли Беларусь попасть в тридцатку рейтинга Doing Business

Дело пошло в гору

37-е место в рейтинге «Ведение бизнеса» — не предел. Эксперты — о том, как взять новую высоту


Что осталось между строк рейтинга

Громкие результаты нынешнего рейтинга «Ведение бизнеса-2017» отгремят и забудутся, а бизнесу еще предстоит работать. Такую слегка скептичную точку зрения можно услышать в деловых кругах после объявления итогов очередного доклада Всемирного банка. Что ж, возможно, рациональное зерно в такой логике есть. Впрочем, представители министерств и госорганов считают, что работают не ради строчки в мировых турнирных таблицах: в стране делается многое для того, чтобы облегчить работу бизнесу и улучшить наш инвестклимат. В Минэкономики прошел «круглый стол», в ходе него эксперты обсуждали позиции в «Ведении бизнеса», по которым наша страна еще «тормозит», а также индикаторы, по которым мы уже выбились в лидеры. Некоторые мнения, оценки и прогнозы участников мероприятия показались нам небезынтересными.


Александр ЗАБОРОВСКИЙ, первый заместитель министра экономики:

— Рейтинг «Ведение бизнеса» — это надежная сравнительная метрика. Она позволяет, с одной стороны, понимать, как нас оценивают во времени (мы видим, как меняется положение страны из года в год) и пространстве (сравнивать себя с другими). Однако вне зависимости от каких-то рейтингов и оценок важными составляющими экономической политики у нас в стране были такие параметры, как конкурентоспособность и привлекательность наших юрисдикций. Уже недостаточно конкурировать на основе каких-то сравнительных вещей, когда отдельной стране что-то удается лучше, чем другим. Происходит возврат к концепции абсолютных преимуществ, важно не просто быть лучше, чем сосед, важно иметь особенности, которые позволяют быть в группе лидирующих государств. Особенность конкуренции известна: чтобы оставаться на месте, нужно очень серьезно бежать, а чтобы в этой глобальной гонке продвигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее.

Понимая это, Минэкономики выработало несколько новаций институционального характера, которые предстоит реализовать до конца 2017 года. Во-первых, это внедрение системы оценки регулирующего воздействия на бизнес. Главный тренд этой прогрессивной практики состоит в том, чтобы совместно с бизнесом решать проблемные вопросы, четко оценивать комплекс последствий принятия тех или иных регулирующих мер, принимать решения в диалоге бизнеса и органов госуправления. Одно из серьезных направлений здесь — усиление роли общественно-консультативных советов.

Вторая составляющая — перевод административных процедур в электронный формат. Мы ожидаем, что к концу следующего года 25 наиболее частых процедур для бизнеса будут осуществляться в электронном виде. Важный вопрос — это доступ к финансированию и кредитованию. Все мы прекрасно понимаем, что для восстановления экономического роста бизнесу, субъектам хозяйствования обязательно необходим доступ к «комфортному» кредиту. Здесь у нас предусмотрено два блока. С одной стороны — это макроэкономические инструменты, которые приводят к снижению инфляции и постепенному снижению процентных ставок. Кроме того, мы разрабатываем несколько точечных решений. В частности, с 1 ноября Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства выводит на рынок новые условия поддержки и стимулирования бизнеса: речь идет про займы и возможности лизинга в белорусских рублях под ставку 10%. Суммы финансовой поддержки — до 210 тысяч рублей сроком до 5 лет. Основное конкурсное условие для получения ресурсов — создание новых рабочих мест.

Помимо этого, к середине 2017 года должен активно развиться проект со Всемирным банком, который направлен на повышение конкурентоспособности нашей экономики: примерно 36 миллионов долларов под ставку не более 7% на срок до 15 лет будут доступны для малого и среднего бизнеса. Считаем, что это сверхкомфортные условия, а учитывая долгосрочный тренд, когда инфляция будет снижаться (до 5% к 2020 году), такие предложения, на наш взгляд, будут задавать ориентир другим участникам кредитного рынка к тому, чтобы делать более комфортные предложения для бизнеса. Еще один важнейший приоритет — инновационное предпринимательство. В следующем году планируется выделить около 17 млн евро на развитие такого бизнеса, а также на предоставление грантов для предприятий, которые либо начинают с чистого листа (но имеют запатентованные разработки), либо относятся к малому и среднему инновационному бизнесу.

Сегодня всем, в том числе и госорганам, нужно максимально снижать неопределенность в экономической среде: и макроэкономическую, и регуляторную. А снижая неопределенность, мы снижаем риски. В целом же бизнес-климат — не для рейтинга, а для экономического роста. Если, например, бизнес просит сократить исковые сроки давности по тем или иным вопросам, то мы должны к этому очень серьезно отнестись, но при этом тщательно проработать последствия принятия таких решений. Мы должны слушать бизнес, слышать его и отвергать его предложения лишь в том случае, когда последствия по своей тяжести превышают возможный положительный эффект.

 Александр ЯРОШЕНКО, заместитель министра экономики:

— По показателю «Защита миноритарных акционеров» мы устойчиво прибавляем. Десять лет назад Беларусь занимала по этому индикатору 104-е место, сейчас — 42-е. По сравнению с прошлым годом мы прибавили 20 пунктов, и это хороший показатель. По показателю «Разрешение проблем неплатежеспособности предприятий» мы подвинулись с 95-й строчки на 69-ю. В 2013 году был принят Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», и таким образом мы получили отложенный положительный эффект с точки зрения его применения. Удалось сократить срок процедуры банкротства с 3 до 1,5 года, а также снизить стоимость процедуры на 10%. По последнему вопросу мы, конечно, пока отстаем. Хотя недавно внесли в Палату представителей новый проект Закона «О банкротстве», в котором предусмотрен ряд инноваций. Сейчас обсуждать их не совсем корректно, но могу сказать, что работа над переводом всех процедур в электронный формат ведется. Это позволит снизить издержки и обеспечит прозрачность сделок.

Роман СОБОЛЕВ, директор Департамента внешнеэкономической деятельности МИД:

— В этом году мы в нашем ведомстве, судя по рейтингу, улучшали условия для ведения бизнеса недостаточно быстро. По показателю «Наличие барьеров при внешней торговле» сохранили прошлогоднее 30-е место. С другой стороны, стабильность — это тоже признак мастерства. Кстати, если сравнивать наше положение с положением стран СНГ и ЕАЭС, то у нас лучшая позиция. Более того, мы опережаем пять государств с мощной экономикой из Евросоюза. Всемирный банк пересмотрел по этому показателю методологию расчетов, в частности, был убран такой индикатор, как «транспортировка внутри страны».

Что дальше будем делать? Прежде всего, нужно усилить работу над развитием безбумажной торговли. Рейтинг рейтингом, но мы преследуем более долгосрочные перспективы. Если страна создаст определенные хорошие условия для экспорта, то это повысит наши конкурентные преимущества, в том числе и по привлечению инвестиций. Сегодня мы говорим нашим партнерам: приезжайте в Беларусь, открывайте здесь совместные производства. И добавляем: по линии международной торговли вы дальше этот товар можете экспортировать и в близлежащие государства, и в страны дальнего зарубежья. Причем на таких условиях, которые в этом регионе никто предоставить не может. Поэтому такой рейтинг очень важен: мы с цифрами на руках можем реально показать, что Беларусь — самое лучшее место для создания производств и дальнейшего экспорта.

Дмитрий СЕМЕНКЕВИЧ, заместитель министра архитектуры и строительства:

— Минстройархитектуры отвечает за показатель «Получение разрешений на строительство»: по нему мы заняли 28-е место, в прошлогоднем докладе — занимали 25-е. По этому индикатору из всех стран СНГ нас обогнал лишь Казахстан. Однако мы не ставим своей целью только повышение позиций в рейтинге, а проводим планомерную работу из года в год, чтобы сделать для бизнеса более прозрачные и простые условия получения разрешительной документации и прохождения всех административных процедур в рамках инвестпроектов в строительстве.

Как будет совершенствоваться политика в сфере разрешений на строительство? Прежде всего, еще предстоит минимизировать вопросы, связанные с согласованием разработанной проектной документации на строительство нового объекта. Второй момент: для того, чтобы планировать, бизнесу должны быть известны решения исполкомов о дальнейших перспективах территориального развития города или конкретной местности. Мы по привычке думаем, что бизнесу нужна только информация о конкретной площадке. На самом деле принятие решений о целесообразности строительства зависит от того, доступна ли градостроительная документация, берут ли органы местного самоуправления какие-то обязательства на себя на перспективу и так далее. Я специально посмотрел сайты наших исполкомов и скажу, что практически ни на одном из них нет генплана города, за исключением, конечно, Минска. В основном есть только информация об инвестплощадках, но этого явно недостаточно. Еще один момент связан с экспертизой проектов: мы будем стремиться к тому, чтобы оставить только одну государственную вневедомственную экспертизу, при этом убрать необходимость дополнительных согласований других органов — Минприроды, санитарных служб. Это избыточная перестраховка. Должна быть единая экспертиза, проверяющая соответствие данного проекта нормативно-правовым документам Беларуси, техническому регламенту зданий и сооружений и не больше. Кроме того, есть вопросы, связанные с приемкой объекта в эксплуатацию и получением заключений. Сегодня уже есть понимание МЧС, ведомство говорит о том, что готово выйти из данной процедуры. Дальше речь пойдет о создании службы «одного окна»: органы Госстройнадзора должны быть ответственны за получение всех необходимых заключений, чтобы инвестор не бегал по разным инстанциям. А дальше планируется ввести единое заключение, которое будет выдавать Госстройнадзор.

Элла СЕЛИЦКАЯ, заместитель министра по налогам и сборам:

— К превеликому сожалению, в отличие от других показателей по индикатору «налогообложение» мы не только не продвинулись вперед, но и опустились на 4 пункта — с 95-го места на 99-е. Почему это произошло? Дело в том, что раньше этот показатель оценивался по трем составляющим: количество платежей, затраченное время и налоговая нагрузка. В этом году к ним добавились еще три момента: возврат НДС, время для проверок и досудебный порядок обжалования. Если по индикатору «время для проведения проверок» мы получили максимальные 100 баллов, то за «возврат НДС» нам дали ноль, именно это потянуло нас вниз. Хотя раньше мы уже были на 60-м месте. За последние несколько лет в стране проведена немалая работа по упрощению налоговой системы: сформирован один из кратких перечней налогов, снизилась налоговая нагрузка, много мер было принято по совершенствованию налогового администрирования (пересмотрены сроки уплаты платежей, внедрили систему электронного декларирования). Однако нынешняя оценка Всемирного банка показала: нам нужно продолжать реформу в налоговой сфере. Каким образом будем продвигаться по индикатору «возврат НДС»? Вы знаете, с 1 июля у нас внедрен механизм электронных счетов-фактур, сейчас он обкатывается. Мы рассчитываем, что этот механизм позволит снять ограничения по входному налогу под основную ставку. По такой составляющей, как «налоговая нагрузка», мы опустились на один пункт. Бизнес об этой проблеме нам постоянно говорит, и сейчас мы ищем подходы, механизмы и инструменты, с помощью которых налоговую нагрузку будем снижать. В перспективе планируем сделать это за счет оптимизации налоговых льгот, а также за счет расширения налоговой базы.

ДОСЬЕ

• Каждый год в докладе публикуются 8967 показателей. Для расчета этих показателей авторский коллектив использует более 52 тыс. частных значений данных.

• Последние десять лет первую строчку в рейтинге занимал Сингапур. Но в докладе Doing Business-2017 его вдруг сместила Новая Зеландия.

• В мае 2013 года Китай выступил с резкой критикой некоторых методик Всемирного банка. Тогда официальный Пекин пытался добиться исключения из доклада итогового распределения стран по рейтингу. Спустя два месяца после китайского прецедента независимый комитет, созданный Всемирным банком, заявил о необходимости перестать подсчитывать этот рейтинг, поскольку он может быть недостоверным. За время своей работы специалисты комитета выяснили, что на оценки могут легко повлиять мелкие факторы, а потому результаты порой необъективны.

• Недостатки методики Doing Business тоже есть. Например, в докладе измеряется лишь незначительная часть деловой среды, а исследование не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы стран. Есть и еще один важный минус — рейтинг государства формируется по одному городу, который в методологии называется «крупнейший деловой центр страны».

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Ян Чул КИМ, глава представительства Всемирного банка в Беларуси:

— Мы видим, что за последние 20 месяцев макроэкономические показатели в стране стабилизировались благодаря последовательной работе Правительства и Национального банка. И Беларусь начинает вызывать любопытство среди инвесторов: если посмотреть на количество иностранных инвесторов, которые просят нас о встрече, то можно констатировать положительную динамику.

Беларусь входит в число тех стран,  которые показывают очень хорошие результаты в том, что касается создания условий для роста бизнеса. Но государство должно извлечь какие-то выгоды из того, что были приложены эти усилия. И истинным испытанием станет то, какое количество новых инвестиций будет сделано частным сектором и иностранными инвесторами в вашу страну.

ПОЗИЦИЯ

Наталья НИКАНДРОВА, директор Национального агентства инвестиций и приватизации:

Nikandrova.JPG— Рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» можно считать ориентиром для иностранных инвесторов хотя бы с точки зрения сравнения с другими странами, поскольку он позволяет инвестору обратить внимание на достижения по реформированию бизнес-климата той или иной страны. Однако, на мой взгляд, основная цель этого ежегодного отчета Всемирного банка — предоставить правительствам инструмент, который позволяет сравнительно измерять риски и стоимость ведения бизнеса в разных странах и указывает на сильные и слабые стороны государственного регулирования. Это позволяет полисимейкерам (законодателям, воздействующим на ту или иную экономическую ситуацию своими решениями) сфокусироваться на идентификации проблем, проанализировать их причины и, как следствие, провести реформы для сокращения рисков и расходов, вызванных излишним регулированием.

Работа Правительства по улучшению регуляторной среды для бизнеса на протяжении последних пяти лет, безусловно, благоприятно отразилась на позиции Беларуси в мировом рейтинге Doing Business. Однако взаимосвязь между повышением позиций  в рейтинге и притоком прямых иностранных инвестиций в страну весьма слаба. Во-первых, Беларусь, к сожалению, многие годы отсутствовала на инвестиционной карте мира, поэтому не стоит ожидать немедленных результатов. Во-вторых, рейтинг не отражает множества важных для иностранных инвесторов факторов, таких как, например, размер и особенности внутреннего потребительского рынка, доступ к сырьевым и человеческим ресурсам, доступ к внешним рынкам сбыта, экономическая устойчивость, стабильность национальной валюты, стабильность в регионе и так далее. Бизнес-климат, без сомнения, очень важен для привлечения инвестиций. Готова биться об заклад, что, учитывая наше географическое положение и интеллектуальный потенциал, со временем мы достигнем выдающихся результатов.


АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ

После балла


Еще десять лет назад в ежегодном отчете Всемирного банка наше место было ближе к аутсайдерам: Беларусь занимала 129-ю строчку из 175 возможных. Нынешний результат впечатляет: 37-е место из 190 государств мира. Это самая высокая позиция страны за минувшие годы. Более того, мы стали одним из ведущих в мире реформаторов и даже заняли пятое место по количеству преобразований во всех сферах предпринимательской деятельности.

Понятное дело, к разного рода экономическим и финансовым рейтингам можно относиться по-разному. Некоторые эксперты не видят от них никакого толка, другие относят, скорее, к имиджевым составляющим, а вот третьи уверены: на место государства в подобных докладах обращают внимание потенциальные инвесторы. Кстати, сами эксперты ВБ считают, что одна строчка в рейтинге, условно говоря, стоит 500—600 миллионов долларов инвестиций в год. Впрочем, директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова развенчивает оптимизм по этому поводу и констатирует: связь между нашим выросшим рейтингом и притоком прямых иностранных инвестиций довольно слаба. Но рейтинг дает возможность подвести некоторые итоги, проанализировать слабые места и подумать, что нужно сделать для того, чтобы пробиться в заветную тридцатку. А такая задача стоит у нас на самом высоком уровне.

В Минэкономики рассказали, что на совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса влияет и удаленность от «передового рубежа», который рассчитывается на основе наилучших показателей по всем странам и за все годы. Так вот, Беларусь в последнем докладе получила по данному показателю 74,13 балла из 100 возможных. А чем выше этот балл, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране. Эксперты Всемирного банка в нынешнем докладе особенно позитивно оценили четыре реформы, которые мы провели. В частности, упрощено подключение к системе электроснабжения; упрощены процедуры передачи имущества; создана система кредитных историй; предприняты шаги по укреплению защиты прав миноритарных инвесторов. Таким образом, мы вошли в группу ведущих стран, которые за 2015—2016 годы достигли наилучших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». Помимо Беларуси, в топ-10 попали Бруней-Даруссалам, Казахстан, Кения, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter