Дело пахнет керосином

В наследство от советской дальней авиации Барановичам остались опасные разливы использованного топлива
В наследство от советской дальней авиации Барановичам остались опасные разливы использованного топлива

Мужчина, вышедший из магазина автозапчастей, был зол донельзя: «Чтобы я еще раз купил дизтопливо у этих гробокопателей! Да никогда!»

— Извините, у каких гробокопателей? — спросила я.

— А вы не знаете? У тех, кто из земли добывает керосин, а потом им разбавляет соляру. Топливо–то дешевое, но проблем от него... Все фильтры менять надо.

Так я впервые услышала о «добытчиках», о которых знают чуть ли не все Барановичи.

Место керосиновых разработок находится на самой окраине города. Рассказывают, что в советские времена здесь проходил военный трубопровод, из которого предположительно и просачивалось в почву авиационное топливо. По другой версии, в этом месте сливали излишки отработанного горючего или сбрасывали горючее прямо с воздуха дальние бомбардировщики Ту–22... Наверное, сейчас правду уже не установить. Хотя найти виновных все же следовало бы.

Реальность же заключается в том, что от дислоцировавшегося здесь прежде 203–го Гвардейского тяжелобомбардировочного авиационного полка осталось керосиновое пятно, потенциально грозящее экологическим бедствием.

Немного холмистая местность, поросшая соснами, еще недавно была буквально испещрена вырытыми ямами, над ними стоял тяжелый топливный запах. Сейчас, после усилий военных и экологов, ям стало значительно меньше. На дне еще оставшихся «нор» я увидела вкопанные ведра и бачки без дна. Вместе с влагой и осадками из песка в эти емкости поднималась какая–то темная маслянистая жидкость — тот самый керосин.

— Сейчас рекультивировать эту землю нельзя, — рассказала мне специалист горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Анна Ярошевич. — Сначала геологи должны определить площадь поврежденных земель, глубину залегания грунтовых вод. Только после этого можно будет уничтожить топливное загрязнение почвы.

Кроме того, в инспекции мне объяснили, что деньги из средств фонда охраны природы могут быть выделены только в 2006 году и только для долевого (!) участия в ликвидации пятна. Конечно, возможно и выделение части средств в 2005 году, но только части...

А вот где взять другую часть немалой суммы (а счет идет даже не на десятки миллионов, на сотни!), требующейся для проведения геологоразведки и ликвидации пятна? В Западном оперативно–тактическом командовании (ЗОТК) поясняют, что у военных нет такой расходной строки, как «экология». Не предусмотрены деньги на нее ни в нынешнем, ни в следующем году. И взять их попросту неоткуда.

— Экологам легко переложить все на наши плечи, — говорит командующий ЗОТК ВВС и войск ПВО полковник Игорь Азаренок. — А вот интересно, куда они смотрели все 10 лет существования пятна? Ведь не вчера же оно возникло. На ликвидацию городских свалок, которые представляют собой гораздо меньшую экологическую проблему, средства находятся, а на рекультивацию пятна почему–то нет. А ведь это тоже территория города!

А вот в природоохранной инспекции считают, что с проблемой, доставшейся от советских времен, справиться должны люди в погонах. Как? Да, например, наказать парочку периодически задерживаемых копателей. Правда, пятно от этого не исчезнет, но угроза проникновения керосина в грунтовые воды станет меньше...

Обратившись в Барановичский ГОВД, я выяснила, что в подобной ситуации при задержании применяют положения Кодекса об административных правонарушениях. Но ни в прошлом, ни в этом году ни один копатель судом наказан не был. Как же в таких условиях не продолжить свой бизнес на керосиновом «месторождении»? А ведь если бы хоть несколько человек заплатили предусмотренный законом штраф в размере 5 минимальных заработных плат или отсидели 15 суток административного ареста, «изыскателей» наверняка сразу бы стало намного меньше.

Пока же все причастные к этой истории структуры стараются переложить ответственность на другого (похоже, не очень беспокоясь о том, что время–то идет), керосин мало–помалу просачивается вниз... Миллиметр за миллиметром, все ближе и ближе к водоносному слою. Именно поэтому проблему керосинового пятна, как видится, надо решать быстро и сообща. Ведь совсем недалеко от этого места находится дачный поселок, а в нем — колонки и колодцы, наполняемые пока еще чистыми грунтовыми водами.

Компетентный комментарий

Александр ШЕРИС, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО по идеологической работе, полковник:

— Командование ВВС и войск ПВО уделяет серьезное внимание вопросам соблюдения природоохранного законодательства. По проблеме так называемого керосинового пятна в феврале и апреле этого года работали представители Барановичской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно со специалистами управления радиационной, химической и бактериологической защиты и экологии Генерального штаба Вооруженных сил. Командование ВВС и войск ПВО в своем предписании командующему ЗОТК в апреле определило перечень и порядок проведения работ по ликвидации загрязнения. Командующим ЗОТК издан приказ о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

Проведение забора проб воды из колодцев близлежащих городских улиц, прилегающих дач наличия посторонних примесей не показали. Это вовсе не значит, что у нас нет никакого повода для беспокойства. Все необходимые работы нами будут проведены, и при участии всех сторон, заинтересованных в оперативности решения этой задачи, проблема будет ликвидирована.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter